Харьковчанам приготовили вовсе не смешной сюрприз – подорожание проезда в метро, трамваях и троллейбусах на одну гривну.

Пессимисты сетуют: скоро по миру пойдем от постоянно растущих цен и тарифов. Оптимисты обнадеживают — это повод пересесть на велосипеды и больше ходить пешком. Реалисты предлагают улучшить работу подземки.

28 марта исполнительный комитет мэрии утвердил увеличение стоимости проезда. Решение вступит в силу с момента официальной публикации в газете «Харьковские известия». Вероятнее всего, это произойдет буквально с 29 марта. Стоимость проезда повысится на одну гривну. То есть одна поездка в трамвае или троллейбусе составит четыре гривны, в метро – пять гривен.

Вероятность повышения тарифов ориентировочно с апреля 2018-го заместитель харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов проанонсировал еще в ноябре прошлого года, объяснив это необходимостью увеличения зарплаты сотрудникам коммунальных предприятий.

— На сегодняшний день мы, к сожалению, имеем недостачу по кадровому составу по нашим четырем предприятиям. Даже не берем метрополитен, где тоже наблюдается кадровый голод. Это около 400 человек. В первую очередь мы говорим о водителях, вагоновожатых. Для того чтобы людей сохранить и привлечь, нам нужно повышать заработную плату. И мы будем это поэтапно делать, начиная с января 2018 года, — сказал чиновник. — Повышение заработной платы потянет за собой повышение стоимости проезда, потому что это основная составляющая зарплаты, оплаты электричества, содержания подвижного состава. С учетом закупки подвижного состава, которую мы планируем осуществить касательно троллейбусов, нам нужно привлечь людей, и мы дали разрешение коммунальным предприятиям на повышение тарифов. Вероятность того, что к апрелю тариф повысится — очень высокая.

Харьковчане уже не удивляются постоянно растущим ценам и тарифам.

— Этого и следовало ожидать, — сердито замечает сотрудница частного предприятия Екатерина Максимовна. — Минималку подняли – соответственно, все дорожает. Кому лучше сделали, кто от этого выиграл? Уж точно не трудовой люд. Большинство этой выросшей минимальной зарплаты в глаза не видели – им ее просто не выплачивают, а те, кому посчастливилось, – на руки из 3700 гривен с вычетом налогов получают лишь три тысячи. Не велики деньги, а цены и тарифы выросли значительно! Да вот еще и проезд. Скоро по миру пойдем от такой «заботы».

Лилия Григорьевна подсчитала, что теперь проезд ее семьи обойдется почти на 500 гривен в месяц дороже.

— Муж, я и двое детей-студентов. Все ездим на работу и на учебу в центр города. Добираемся на двух видах транспорта: до метро – на троллейбусе или маршрутке (которая, кстати, в прошлом месяце подорожала до восьми гривен) и в подземке. То есть, в одну сторону проезд для нашей семьи обойдется на восемь гривен дороже, в обе стороны – на 16. За месяц это 480 гривен! Это если, кроме как на работу и с работы больше никуда ездить не будем.

Оптимистично настроенные харьковчане находят для себя в подорожании даже определенные плюсы.

— В Харьков наконец-то пришла весна. И ничто не способно испортить мне настроение – даже подорожание проезда, — жизнерадостно заявляет студентка Катерина. – Что ж, это повод побольше ходить пешком и пересесть, наконец, на велосипед, о чем я давно мечтаю, но все не решаюсь.

Есть и те, кто считает, что в харьковском метрополитене должны быть созданы условия, соответствующие подорожанию стоимости проезда с четырех до пяти гривен. Соответствующая петиция появилась на сайте горсовета. Авторы петиции выдвигают ряд требований по улучшению состояния метро в городе: установить на станциях табло с обратным отсчетом времени до прибытия поезда; бесплатный Wi-Fi без авторизации на всех станциях и в вагонах; оплата проезда банковской картой; разметка на станциях с указанием ориентировочного расположения дверей вагонов; ремни на перилах в вагонах, больше перил у входов; карта метро с привязкой к наземному транспорту; карта с расположением выходов из метро в виде баннеров на каждом выходе со станции; отмена туалетов на схеме метрополитена; безопасные и удобные в пользовании двери при входе на станции; обустройство рейками всех лестниц внутри метрополитена; тактильная карта для незрячих и людей с нарушениями зрения; доступный метрополитен для людей с инвалидностью.

Напомним, предыдущее решение о повышении стоимости проезда было принято в марте 2017 года. С того момента стоимость проезда в Харькове составляет: в метро – четыре гривны, в трамвае/троллейбусе – три гривны. До этого стоимость проезда в метрополитене повышалась в 2013 году, а в наземном транспорте – в 2015 году.
Какой транспорт предпочитают горожане?
По данным ГУ статистики в Харьковской области, чаще всего харьковчане стараются передвигаться бюджетными видами транспорта – на трамвае, троллейбусе и метро.
— За январь-февраль нынешнего года метрополитеном воспользовались 34 млн пассажиров, троллейбусами — 22,9 млн и трамваями – 20 млн. К услугам автомобильного транспорта жители Харьковщины стали прибегать меньше – 18,2 млн человек, что на 5,1% меньше, чем в прошлом году, – отметили в облстате.
За первые два месяца 2018 года услугами пассажирского транспорта воспользовались 99,9 млн человек, что на 3,5% больше чем в прошлом году.