Серьезной проблемой этого лета стали задержки пассажирских поездов при пограничном досмотре на станции Белгород. Как сообщает официальный Интернет-сайт РАО «Российские железные дороги», только за 17 дней июля по этой причине вышли из графика 35 поездов - суммарная задержка составила 15,2 часа.

Бесспорно, этого не могли не почувствовать и харьковские пассажиры — ведь все без исключения составы, которые проходят контроль в соседнем российском областном центре, направляются затем в наш город или же прибывают туда от нас. И также — с опозданием. На встречах с руководством Юго-Восточной железной дороги российские пограничники называли одной из причин сложившейся ситуации нехватку людей. Дорога направила на охрану составов, находящихся под пограничным досмотром, собственных специалистов. Однако ситуация не изменилась. Поэтому на прошедшем на минувшей неделе совещании, в котором приняли участие заместитель начальника ЮВЖД по пассажирским перевозкам Вячеслав Прокофьев и начальник пограничного управления ФСБ РФ по Белгородской и Воронежской областям Эдуард Зинькевич, сторонами были намечены новые меры.
Железнодорожники обязуются обеспечить графиковый подход поездов к станции и готовы заблаговременно информировать пограничников о прибытии каждой организованной группы детей (номера вагонов, мест и количество детей), так как большая часть проблем связана именно с этой категорией пассажиров. За 45 летних дней на вокзале станции Белгород было высажено 600 детей, у которых не было необходимых для пересечения границы документов. Работники ЮВЖД обеспечивали их размещение, отправление к месту назначения.
Так, в начале прошлой недели в теленовостях ВГТРК «Белгород» демонстрировался сюжет о том, что в этом городе была высажена группа детей, направлявшихся на отдых в Крым в поезде Москва — Феодосия. У сопровождающего не оказалось правильно оформленных документов на пересечение детьми государственной границы (вместо оригиналов были ксерокопии, отсутствовали доверенности от родителей, подтверждающих согласие на выезд их несовершеннолетних чад за границу в сопровождении представителя турфирмы). В связи с этим российские пограничники, обвиняя в недобросовестности туроператоров, напоминают своим соотечественникам о том, что Украина — хоть и ближнее зарубежье, но это самостоятельное государство со своими законами, которые нужно соблюдать всем.
Кстати, аналогичный порядок действует и для выезда в ту же Россию украинских детей. Если несовершеннолетний пересекает границу не в сопровождении родителей или лиц, осуществляющих над ним опеку или попечительство, он должен иметь доверенность от них на то лицо, которое сопровождает ребенка. Причем касается это и других родственников. Месяц назад, возвращаясь из Белгорода электричкой, корреспондент «Вечерки» стал невольным свидетелем разговора пограничников — сначала российского во время контроля на станции Наумовка, а спустя короткое время — украинского в Казачьей Лопани — с женщиной, ехавшей с внуком домой, в Дергачевский район Харьковщины. Люди в зеленых фуражках по обе стороны границы интересовались у нее наличием доверен-
ности на ребенка, которой у пассажирки не оказалось. Как объясняла бабушка, накануне мальчик ехал в Белгородскую область с отцом, а назад возвращается уже с ней. В конечном итоге их пропустили через границу, поскольку бабушка и внук были гражданами Украины и возвращались домой, но предупредили, чтобы в следующий раз доверенность непременно была оформлена. Уверен, если бы они не въезжали в Украину, а выезжали из нее, их бы без этого документа попросту высадили из поезда.
А что касается истории с московскими детьми, которых пограничники высадили в Белгороде, то, как сообщило в пятницу то же белгородское областное государственное телевидение, почти все они были возвращены обратно в столицу — летний отдых на берегу моря оказался испорчен. И только двое оставались вместе с сопровождающим дожидаться, пока из Москвы передадут все необходимые документы.
До конца месяца белгородские пограничники ожидают увеличения штата на 100 человек, что позволит ускорить время досмотра поездов. Это особенно важно в связи с приближением пика пассажирских перевозок. Ведь, согласно графику, как сообщила служба по связям с общественностью ЮВЖД, через Белгород в конце июля — августе будет про-ходить более 50 пар поездов в сутки.
Впрочем, не всегда задержки составов на границе случаются по вине пограничников: бывает, что их причиной становятся непрофессиональные действия поездной бригады. В конце июня автор этих строк направлялся в поезде Симферополь — Воронеж из Харькова в Старый Оскол, что на Белгородчине. Поезд проходит через наш город глубокой ночью, посему, чтобы отдохнуть, войдя в вагон, я тут же обратился к проводнику вагона (это был прицепной вагон старооскольской приписки) за постельным бельем и бланком российской миграционной карты. Но последнего у проводницы не оказалось. Она показала единственный оставшийся у нее бланк украинской миграционной карты и в растерянности стала объяснять, что ее в последний момент «бросили» на Симферополь, куда из Старого Оскола везли группу местных детей на отдых. О том, что на обратном пути в вагоне могут ехать в Россию из Украины пассажиры с украинскими или иными паспортами, никто почему-то не подумал. По прибытии поезда в Белгород в вагон зашел российский пограничник. Когда я сказал, что у проводницы нет миграционных карт, человек в погонах тут же дал ей команду пойти в штабной вагон и принести. Пока проводница преодолевала полсостава сначала туда, а потом обратно, время 40-минутной стоянки неумолимо приближалось к концу. Наконец она принесла бланк, и я заполнил карту (оказалось, что и в соседнем вагоне, также старооскольском, двое пассажиров оказались в том же положении, что и я). И только пограничник поставил в ней штамп и покинул вагон, как буквально через минуту поезд отправился — точно по графику. А ведь еще немного — и задержка была бы неизбежна, и виновными в ней оказались бы никак не стражи границы…
В разгар лета проблемы есть и на автомобильном пункте пропуска «Нехотеевка — Гоптовка»: с российской стороны там выстраивается длинная очередь автомобилей с направляющимися на отдых в Украину. Как сообщило белгородское областное радио, тамошние пограничники объясняют ее тем, что пропускная способность нашей «Гоптовки» ниже, чем у «Нехотеевки». Поэтому россияне, чтобы не создавать пробок на въезде в украинский пункт пропуска, вынуждены регулировать транспортный поток и пропускают за смену не более 9000 пассажиров. Но не пройдет и месяца, как весь этот поток развернется в противоположном направлении, и очередь образуется уже на нашей стороне границы.