На Харьковщине горит сухостой – страдают люди, дома, хозяйственные постройки, электроопоры и леса.

Какой вред наносит горящая растительность окружающей среде и что грозит виновникам поджогов?

Как сообщил «Вечернему Харькову» начальник отдела агитационно-пропагандистской работы ГУ ГСЧС в Харьковской области Игорь Лупандин, с 5 по 15 апреля подразделения спасателей около 500 раз выезжали на тушение сухостоя.

Только за 15 апреля подразделения Службы спасения совершили 84 выезда на тушение сухой травы, хвойной подстилки, листвы, камыша и мусора. Суммарная площадь горения составила более 11 гектаров.

— Огнем уничтожено или повреждено 12 зданий и хозяйственных построек, один сеновал, два забора, одно здание малой архитектурной формы, одна электроопора, — уточняет Игорь Лупандин. — Например, горение сухостоя в селе Сосновый Бор Волчанского района перекинулось на крышу жилого дома. Аналогичная ситуация была и в селе Русская Лозовая Дергачевского района, где от травы загорелась крыша нежилого здания. По этому же сценарию загорались и остальные постройки. Спасатели оперативно ликвидировали все 84 пожара экосистем, не допустив перерастания их в масштабные стихийные бедствия.
За 17 апреля спасатели 46 раз выезжали на подобные пожары. Площадь горения составила более 15 га. По данным спасателей, во время одного из таких пожаров в селе Пересечная Дергачевского района получил ожоги рук 80-летний мужчина, который самостоятельно тушил пламя.

Как всегда, причиной подобных пожаров является занесение открытого источника пламени или неосторожное обращение с огнем.

— Смешно говорить о том, что в таких масштабных выгораниях виноваты люди, которые, приехав на отдых, решили поджарить шашлыки. Таких случаев разве что процента два-три. В основном же это занос открытого источника огня, — говорит Игорь Лупандин. – То есть, например, в сельской местности землепользователи перед земляными работами вместо того чтобы убрать сухостой с полей, просто его выжигают. А когда он разгорается – горят и жилые дома, и другие постройки, люди получают травмы, ожоги. Землепользователь, фермер должен нести ответственность за обеспечение безопасности своей земли.

Кто вправе наказать поджигателя


Полномочий для наказания виновных у спасателей нет. Это, по словам, Игоря Лупандина, прерогатива органов местной власти и правоохранителей.

— Мы не имеем полномочий на привлечение к административной ответственности за сжигание сухостоя на открытых территориях. Мы занимаемся ликвидацией пожара, — говорит Игорь Лупандин. – Когда происходит пожар на открытой территории, одновременно с нашей службой сообщение об этом поступает и в органы местной власти, и в правоохранительные органы. Они тоже выезжают на место пожара, и каждый занимается своим делом. Если уж страдают постройки, жилые дома – правоохранители по материальному ущербу даже возбуждают уголовные дела.

Между тем, как сообщила «Вечернему Харькову» спикер Национальной полиции в Харьковской области Ольга Грабар, составлением админпротоколов по поводу сжигания сухостоя полиция тоже не занимаются. Это область деятельности Госэкоинспекции.

— Чтобы выписать протокол об административном правонарушении, полиция сначала должна установить злоумышленника. Только тогда мы можем применить санкции. То есть за руку мы никого не ловим, — объясняет заведующая сектором организационно-аналитического, документального, материально-технического обеспечения и взаимодействия с общественностью и СМИ Государственной экологической инспекции в Харьковской области Елена Хабенко. – В ходе проведения плановых или внеплановых проверок может быть установлен нарушитель, но это бывает очень редко.

Информацию о том, сколько админпротоколов по поводу сжигания сухостоя было составлено в этом году, в Госэкоинспекции пообещали подготовить в ближайшее время.

Можно угодить и за решетку


По словам Елены Хабенко, за сжигание сухостоя, а также опавшей листы предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 77-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях выжигание стерни, лугов, пастбищ, участков со степной, водно-болотной и другой естественной растительностью, растительности или ее остатков и опавшей листвы на землях сельскохозяйственного назначения, в полосах отвода автомобильных и железных дорог, в парках, зеленых насаждениях, а также газонов в населенных пунктах без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды или с нарушением условий разрешения, а также неприменение лицом, получившим разрешение на выжигание мер по своевременному тушению — влекут за собой штраф от 170 до 340 гривен (от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан), на должностных лиц — от 850 до 1190 гривен (от 50 до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Те же действия, совершенные в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, влекут за собой наложение штрафа на граждан от 340 до 680 гривен (от20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан), на должностных лиц — от 1190 до 1700 гривен (от 70 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Кроме того, в соответствии со статьей 77 КуоАП, нарушение требований пожарной безопасности в лесах влечет за собой штраф от 85 до 255 гривен (от 5 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан), на должностных лиц — от 255 до 850 гривен (от 15 до 50 необлагаемых минимумов).

Уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара или распространение его на значительной площади, наказывается штрафом: для граждан – от 255 до 850 гривен (от 15 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан), для должностных лиц — от 595 до 1020 гривен (от 35 до 60 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Кроме того, согласно ст. 245 Уголовного Кодекса Украины, уничтожение либо повреждение огнем или иным опасным способом лесных массивов, зеленых насаждений вокруг населенных пунктов, вдоль железных дорог либо других насаждений наказываются ограничением или лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Те же действия, если они повлекли гибель людей, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Сожжению сухой травы есть альтернатива


Елена Хабенко подчеркивает: сжигание стерни, сухой растительности и ее остатков запрещено законом. О недопустимости выжигания остатков растительности, к которым относится и сброшенная деревьями листва, говорится в ст. 27 Закона Украины «О растительном мире», ст. 39 Закона Украины «О животном мире», ст. 20 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха», а также в Правилах содержания зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Украины.

— К сожалению, сжигание сухих растительных остатков стало для наших граждан настолько привычным, что практически не обращаем внимание на то, какой вред наносят эти действия, — замечает эколог. — Выжигание остатков сухой растительности загрязняет воздух на огромных пространствах, наносит вред здоровью людей и окружающей среде. Это приводит к уничтожению мест гнездования птиц, мест пребывания и нахождения животных, всего видового состава животного и растительного мира. Многие животные, птицы погибают или вынуждены мигрировать в другие места, нарушая естественный баланс. Немаловажен и тот факт, что выжигание сухой растительности уничтожает микрофлору, ухудшает структуру и обедняет почву, усиливает процессы водной и ветровой эрозии земель. Это приводит к деградации почвы и другим негативным последствиям. К тому же люди наносят огромный вред в первую очередь себе, своим детям. Между тем есть простая альтернатива использованию сухой растительности — это компостирование, то есть образование компоста с последующим использованием в качестве удобрения.