Гость редакции ВХ – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры сексологии, медицинской психологии, медицинской и психологической реабилитации Харьковской медицинской академии последипломного образования (ХМАПО) Марианна Маркова.

Школьники – самая уязвимая категория


— Марианна Владиславовна, добрый день. Меня зовут Анастасия Павловна. Сейчас по телевидению то и дело говорят о каком-то буллинге в школе. Что это такое?

— Школа – одно из самых распространенных мест, где встречается буллинг, и школьники – самая уязвимая категория для буллинга. Итак, буллинг – это физическое или психологическое насилие, которое происходит при неравенстве сил агрессора и жертвы и систематически повторяется. Конфликт – это столкновение относительно равных сил, а буллинг – всегда неравенство сил агрессора и жертвы. Насилие происходит со стороны одного человека или группы людей по отношению к другому человеку или группе людей и почти всегда сопровождается острой эмоциональной реакцией того, по отношению к кому происходит буллинг.

Буллинг имеет много форм. Сейчас выделяют более мягкий вид буллинга под названием мобинг — тот же буллинг, но без физического насилия, когда на жертву оказывают морально-психологическое давление. Это могут быть угрозы, оскорбления, порча имущества. Часто это проявляется в, казалось бы, безобидных вещах – отобрать телефон, спрятать портфель и прочее. Взрослые, к сожалению, зачастую расценивают такие действия как детские шалости. Учителя часто пожимают плечами: «Что тут такого? Дети всегда выясняют отношения». Они не видят в этом проблемы. А на самом деле это очень опасная ситуация, на которую надо остро реагировать. Кстати, психологическое давление может исходить и от самого учителя, который занижает оценки, делает негативные обобщения, любой промах возводит в систему, игнорирует достижения ученика, представляет его в невыгодном свете, высмеивает. Такое отношение, во-первых, является указанием на возможную жертву буллинга. И во-вторых, вселяет в буллеров уверенность в своей правоте: если учителю можно, то почему детям нельзя? Оценочное мнение учителя очень важно для ребенка на каком-то этапе и педагог может неосознанно спровоцировать буллинг.

Есть еще одна разновидность насилия, которая сейчас получила огромное распространение за счет информатизации общества, – кибербуллинг. Сцены преследования, насилия, унижения выкладываются в интернет либо происходит массированная атака из угроз, унижений, насмешек с помощью гаджетов – посредством СМС, сообщений в «Вайбере», социальных сетях и т.д.

— Насколько распространено это явление?

— Например, американцы посчитали, что за последний учебный год один из четырех детей в возрасте 15-18 лет был жертвой школьного буллинга. В Украине, согласно исследованию ЮНИСЕФ, с буллингом хоть раз в жизни сталкивались 89% школьников.

— А почему возникает буллинг? Каковы его причины?

— Во-первых, школа – место, где глобально потребность признания и понимания детей не удовлетворена. В среде, где создана нетерпимая атмосфера к оскорблению человека в принципе и общественное осуждение этого явления не меньше, чем осуждение прогулов или имущественных проступков, буллинг возникает гораздо реже.

Во-вторых, существуют определенные предпосылки, в том числе и физиологические. Подростковый возраст – особое время созревания и формирования человека. Дело в том, что физическое развитие костно-мышечного скелета, внутренних органов в данном возрасте опережает развитие головного мозга. И префронтальная кора, которая отвечает за оценку и контроль ситуации, эмоций и действий, до конца не сформирована. Именно поэтому подростки легче рискуют. Они не могут адекватно оценить тяжесть ситуации, последствия. У них нет «стопов». Эти «стопы» должны формироваться в семье. А родители зачастую слишком заняты на работе, чтобы обеспечить более-менее пристойный уровень существования семьи, либо откупаются от ребенка гаджетами, путешествиями или чем-то еще. Кроме того, очень часто, к сожалению, в семьях дети видят в качестве примера скандалы, оскорбления, унижения. В силу физиологических причин они не могут отделить хорошее от плохого и понять, что такое недопустимо, аморально.

Жертвой буллера может стать любой «другой»


— Добрый день. Меня зовут Кирилл. Марианна Владиславовна, кто чаще всего становится жертвой буллинга?

— Любой «другой». Это может быть слабый, тревожный, веснушчатый или  ребенок с инвалидностью, но не обязательно. На роль жертвы человек может быть выбран абсолютно ситуативно, потому что в какой-то момент он показался кому-то другим. А инаковость можно найти в любом человеке, который чем-то выделяется — допустим, слишком хорошо или как-то необычно одет. И мы, взрослые, сами подаем детям идею, что так можно. Мы сами не любим инаковых, осуждаем кого-то, кто не похож на нас.
Кроме того, очень часто жертвой становится человек, который реагирует, легко поддается эмоциям, с низким уровнем сопротивляемости. Хотя против толпы у всех этот уровень будет низким. Надо быть очень сильным человеком, и даже не каждый взрослый способен оказать такой уровень сопротивления.

— А кто чаще всего выступает в роли агрессора?

— Раньше был стереотип, что это дети из неблагополучных, асоциальных семей или из категории «сила есть, ума не надо». Сейчас же статистика говорит о том, что это зачастую дети с лидерскими задатками, из приличных семей по формальным признакам, но с неблагополучием внутрисемейной атмосферы, с отсутствием навыков коммуникации, с низким социальным и эмоциональным интеллектом, с большими претензиями к миру. Они таким способом самоутверждаются, пытаются привлечь к себе внимание, не знают, как иначе заслужить уважение.

К великому сожалению, во взрослой жизни мы сплошь и рядом встречаемся с такими же ситуациями. Маленький чиновник часто самоутверждается за счет других людей. Руководитель отдела может вызвать подчиненного и всячески по нему «потоптаться», особенно в присутствии посторонних. На научных дискуссиях на молодых ученых, бывает, выливают «ушаты холодной воды», потому что какой-то величине нужно дополнительно самоутвердиться.

— Есть и третья сторона – наблюдатели. Почему дети становятся молчаливыми свидетелями издевательств?

— Да, есть пассивные соучастники буллера – его друзья или те, кто хочет принадлежать к референтной группе, ведь буллер является лидером. Кроме того, срабатывает инстинкт самосохранения – лучше я посмеюсь над кем-то, лишь бы не коснулось меня. Это от внутренней неуверенности.

А есть наблюдатели, которые не одобряют издевательств и не участвуют в них, но при этом не находят в себе сил вмешаться. Безусловно, они тоже получают психологическую травму, потому что, с одной стороны, не согласны с происходящим, а с другой – не находят в себе сил помочь жертве и, соответственно, теряют веру в себя. В ситуации буллинга кажется, что больше всех страдает жертва, на самом же деле – наблюдатели страдают больше, чем можно себе представить. Для их дальнейшей жизни это очень негативный опыт. И часто именно они выводят проблему на уровень взрослых.

«Ты ни в чем не виноват»


— Марианна Владиславовна, здравствуйте. Посоветуйте, как вести себя ребенку, если против него началась травля? Нужно ли поделиться с родителями, учителями? Ведь многие просто замалчивают негативное отношение одноклассников. Меня зовут Инна Сергеевна.

— Это проблема. Ни один ребенок не в состоянии самостоятельно с ней справиться. При этом дети очень часто стесняются сказать родителям, потому что им стыдно. В школе учительница может вбить в голову такую мысль: «Стукачей никто не любит. Нужно учиться самим решать проблемы». Или ребенок надеется, что это не повторится. Либо же в семье нет доверительных отношений. Бывает, что ему просто не к кому обратиться. А без участия взрослых это вряд ли можно прекратить.

— Как же действовать родителям в этой ситуации?

— Во-первых, уделять много внимания профилактике, дабы сын или дочь не стали жертвой буллера. Разговаривать, читать ребенку книжки и самое главное – культивировать доверительные отношения в семье. Например, я придерживаюсь точки зрения, что благополучие в семье и доверительные отношения с ребенком, его психологическое благополучие мне важнее, чем формальные оценки. И в подростковом возрасте очень важно этот контакт не потерять. К сожалению, родителям, не всегда это удается. Они теряют контакт и друг с другом, и с ребенком, потому что нет времени и сил, потому что надо работать, обеспечивать семью. Но это очень важно – жить с ребенком одной жизнью. Тогда больше вероятности, что он поделится. Изначально нужно формировать для него определенную социальную среду – приглашать в гости одноклассников, ходить к ним, создавать какую-то компанию ребенку. Это профилактика буллинга.

— А если уже случилась беда и над ребенком систематически издеваются?

— Если родитель об этом узнает, нужно прежде всего выдохнуть и не осуществлять сразу никаких импульсивных действий, на эмоциях. Необходимо все внимательно выслушать, отнестись к проблеме очень серьезно, не отмахиваться от ребенка. Для начала следует поддержать школьника словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Я тебе верю, ты ни в чем не виноват». Ведь очень часто жертва начинает думать, что она сама в чем-то провинилась.

Кроме того, безусловно, нужно идти в школу, говорить с учителями, с директором, привлекать других родителей – часто жертвой буллинга становится не один ребенок, а группа. Конечно, не стоит ожидать, что родитель агрессора сразу скажет: «Ужас! Извините. Мой ребенок не прав». Бывает и такое, но чаще всего родитель уверен в правоте своего ребенка, поскольку он живет по такой же матрице.

Нельзя наблюдать – нужно реагировать


— Как администрация школы, учителя должны повести себя в подобной ситуации, чтобы еще больше не навредить ученику?

— Идеальный вариант – создать в школе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям буллинга. Но давайте из идеального мира вернемся в реальный. Во-первых, недопустима позиция учителя как человека, который находится над схваткой и ни во что не вмешивается. Мол, это этап взросления, жизненный опыт. Это все не работает. За этим нельзя наблюдать – нужно реагировать.

Кроме того, сейчас есть мощная служба школьных психологов – в первую очередь нужно говорить с ними. У них есть четкий алгоритм, что делать в такой ситуации. Ведь это проблема мировая и уже давно разработаны подходы. Существуют методики, как разговаривать с буллером, жертвой, наблюдателями. Как их посадить в один круг и проговорить ситуацию. Часто этого вполне достаточно. Но для этого надо, чтобы администрация школы тоже признала, что буллинг как явление в школе есть, и хотела от него избавиться.

Если ситуация выходит из-под контроля, тогда фиксировать издевательства, имущественные потери, делать скрины проявлений кибербуллинга с компьютера и написать сначала заявление на имя директора школы. Если реакции нет – обращаться в районо, гороно, вплоть до правоохранительных органов.

— А может быть выходом из ситуации перевод ребенка в другую школу?

— Конечно. И часто родители так делают. Это один из вариантов.

Сейчас об этом заговорили


— Добрый день. Анатолий беспокоит. Марианна Владиславовна, было ли такое явление как буллинг раньше? Или же это новая тенденция у школьников? Честно говоря, когда я учился, что-то не припомню, чтобы у нас над кем-то так издевались.

— Мне тоже кажется, что в моем классе в советское время таких проявлений не было. Но половину мы просто забыли, помнится только все хорошее. К тому же если буллинга не было по отношению к нам – вовсе не означает, что его не было в принципе. Безусловно, такие проявления были, есть и будут, поскольку они обусловлены физиологическими причинами. То есть, с одной стороны, это особенности физиологии подростка, а с другой – закон толпы, закон агрессии. Стадность, стремление присоединиться к сильному лидеру, кого-то растоптать – эти механизмы мы получили от наших предков, благодаря которым они, в общем-то, выжили.

Возможно, в школах это явление было распространено в меньшей степени, а дедовщина в армии? Она была всегда. Помню, все мамы моих одноклассников боялись отпускать сыновей в армию именно из-за дедовщины.

Просто сейчас об этом заговорили. Сейчас, благодаря информатизации общества и возникновению такой формы насилия как кибербуллинг, это явление стало распространенным и каждый случай теперь получает большую огласку. Но в принципе это было всегда.
Личное дело
Марианна Владиславовна Маркова родилась 16 января 1968 года в Харькове. В 1993 году окончила Харьковский медицинский институт. После обучения в клинической ординатуре на кафедре сексологии и медицинской психологии Харьковской медицинской академии последипломного образования работала там же ассистентом кафедры психотерапии.
В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию и переехала на работу в Киев — в Украинский научно-исследовательский институт социальной, судебной психиатрии и наркологии, где с 2001 по 2008 годы возглавляла отдел психотерапии, сексологии и медицинской психологии.
В 2007 году защитила докторскую диссертацию. В 2008-м вернулась в Харьков, где по сей день работает профессором кафедры сексологии, медицинской психологии, медицинской и психологической реабилитации ХМАПО.
Замужем, сыновьям 28 и 24 года.