Гость редакции «Вечернего Харькова» — организатор украинской «Нобелевской» премии для учителей Global Teacher Prize Ukraine Алена Северенчук.
— Алена, здравствуйте. Меня зовут Ирина. Расскажите, пожалуйста, что это за «Нобелевская» премия для учителей?— Global Teacher Prize — это мировая премия для выдающихся учителей за новаторский вклад в профессию. Она основана четыре года назад. Премиальный фонд составляет миллион долларов, поэтому ее еще называют «Нобелевской» премией в области образования. Это одна из самых значимых премий в мире за профессиональные достижения, а в сфере образования ― первая и единственная премия такого масштаба.
В Украине Global Teacher Prize Ukraine инициировала в 2017 году и координирует общественная организация «Освитория». Предназначается она педагогу, который не только качественно преподает свой предмет, но и вдохновляет учеников, использует нестандартные подходы в изучении предмета. Также важны социальные изменения, которые инициирует учитель. В этом году фонд украинской премии составляет 250 тысяч гривен. Награждение победителя состоится в Украине на День учителя. Кроме того, победитель получит дополнительные призы – поездку в Дубай на Global Education and Skills Forum 2019, год бесплатного обучения от «Освитории» и подарки от партнеров проекта.
— А кто в прошлом году вырвался в победители?
— В прошлом году было пять финалистов из 632 участников, однако победу в Global Teacher Prize Ukraine одержал 71-летний учитель физики Черновицкого городского лицея №1 Паул Пшеничка. К тому же он стал первым педагогом в истории государства, который вошел в топ-100 самых влиятельных украинцев по версии журнала «Фокус».
— А на что он потратил премию, интересно?
— Паул много ездит со своими учениками на профессиональные конференции, а также мечтает открыть в Черновцах специализированную школу естественных наук. Полученную премию планировал вложить в поддержку этих направлений.
А вообще, в Украине нет условия, что премия должна быть потрачена исключительно на какой-то образовательный проект. В нашей стране средства могут пойти на личное развитие и воплощение мечты учителя. Кто-то стремится путешествовать, кто-то хочет купить машину, а кто-то – развивать образовательный проект. Все это – по усмотрению победителя. В то время как в мировой премии есть требование к учителям потратить премиальные средства исключительно на развитие образовательных проектов.
За каждым успехом стоит учитель
— Алена, здравствуйте. Меня зовут Екатерина. Скажите, харьковчан среди финалистов не было?
— К сожалению, ни Харьков, ни Харьковская область в топ-5 представлены не были.
— А вообще, наши земляки принимали участие в проекте?
— Да, из Харьковской области было около 20 участников.
— По какому же критерию отбирается победитель, на что обращается внимание? И чего не хватило харьковским педагогам?
— Я бы не сказала, что им чего-то не хватило. Просто в первый год премии не все знали, как правильно заполнять анкету и на что обращать внимание. Допустим, в конкурсе «Учитель года» требуют подавать много документов, проводить открытые уроки. У нас же главный документ, на основе которого отбираются финалисты и победитель, – анкета участника. В ней необходимо ответить на нетипичные для учителей вопросы (например, как вы развиваете в учениках осознание «гражданства мира»?), а также рассказать истории о том, как они вдохновляют коллег на изменения или как повлияли на дальнейшую жизнь своих учеников. Для нас важно, как учитель себя раскрывает именно через истории своих учеников. Поскольку основной лозунг Global Teacher Prize Ukraine — «За каждым успехом стоит учитель».
К примеру, история учительницы начальных классов из Ужгорода Виктории Биркович, которая с детства очень хотела стать учителем. Она сирота, воспитывала ее бабушка, однако выбор внучки не одобряла. Виктория все же настояла на своем – пошла получать профессию учителя начальных классов. После окончания обучения долго-долго искала работу, потому что в Ужгороде не так-то просто было устроиться учителем в школе. Спустя некоторое время Виктория начала работать с детками со сложным поведением и достигла значительных успехов не только в работе с такими учениками, но и с их родителями. Дополнительно, по собственной инициативе, она работает с ромскими детьми – разработала проект программы для учеников, которые не посещают школу.
Таких историй очень много.
Интрига держится до последнего
— Алена, добрый день. Меня зовут Георгий Петрович. Скажите, будут ли какие-то нововведения в проведении конкурса в этом году?
— В нынешнем году мы, например, увеличили призовой фонд премии. В прошлом году он составлял 100 тысяч гривен, а в этом – уже четверть миллиона гривен.
Кроме того, мы существенно расширили электронную анкету – ее стало легче заполнять. Также появилась возможность делать перерыв в заполнении анкеты, чтобы обдумать еще раз свои ответы.
В прошлом году мы фокусировались на том, что учителя важны, в этом сезоне сосредотачиваем все внимание проекта на историях успеха учеников и на способах достижения учителями этого результата.
— Расскажите, как подавать заявки на конкурс и когда огласят победителя?
— Прием заявок на конкурс стартовал 15 апреля и продлится до 15 июля. Принять участие в проекте можно на сайте globalteacherprize.org.ua, выбрав одну из двух опций: «подать заявку» и «номинировать учителя». Если у вас есть учитель, которого вы хотите отблагодарить, выбираете соответствующую опцию, вносите свои данные, данные учителя, и мы позвоним педагогу, поздравим и пригласим принять участие в проекте.
Заявка довольно непростая – на ее заполнение уйдет не менее трех часов. Например, там есть вопрос, на что бы вы потратили миллион долларов мировой премии? Опишите свой проект, как бы вы его реализовывали, временные рамки его внедрения и так далее. Мы не рекомендуем спешить — лучше хорошо обдумать свои ответы. Кстати, в прошлом году 90% заявок мы получили в последние сутки. Это, наверное, исключительно наш менталитет – все откладывать на последний день.
Первый этап обработки заявок происходит в волонтерских офисах, которые размещаются в педагогических учебных заведениях Украины. В прошлом году это были Харьков, Одесса и Киев. Проверяются анкеты по четко прописанным критериям, которые позволяют определить, насколько глубоко раскрыта тема. Волонтеры проверяют, оценивают каждый вопрос – и таким образом в трех волонтерских офисах один и тот же учитель получает свои баллы. Например, Петр Петрович получил в Харькове 20 баллов за свою анкету, в Киеве – 22, в Одессе – 21. Средний его балл – 21. Таким образом выстраивается рейтинг, и в итоге мы получаем топ-50 учителей. Оглашаем список 15 августа.
С 15 по 27 августа экспертное жюри из дружественных образовательных организаций изучает эти 50 анкет и определяет топ-10. Лучшая десятка оглашается 1 сентября.
Далее 16, 17, 18 сентября во Львове состоится командный ассессмент-центр, куда для живого общения отправятся наша топ-десятка и члены жюри. Кроме того, учителям предстоит участвовать в квестах, командных заданиях. В прошлом году, например, выбиралась топ-двадцатка – учителя бегали, проводили соцопросы среди отдыхающих, организовывали флеш-мобы, то есть решали всевозможные креативные задачи. По итогам этих заданий экспертное жюри выбирает победителя. Результат нынешнего конкурса будет оглашен на торжественной церемонии 6 октября 2018 года – это очень красивое, вдохновляющее мероприятие, когда учителя подъезжают на лимузинах, проходят по красной дорожке, для них выступают известные артисты.
Почему нужно поднимать престиж учителя?
— Добрый день. Меня зовут Анна Павловна. Алена, а в чем, собственно, заключается миссия вашего проекта?
— Премия призвана подчеркнуть важность работы педагогов в Украине, привлечь внимание общества к ценности образования и роли учителей не только в отношении своих учеников, но и в отношении страны, отметить их достижения и вдохновить на использование современных методик. В прошлом году по результатам соцопроса всего лишь 39% украинцев признали, что профессия учителя важна. В этом году таких уже более 54%. Важно также и вовлечение украинских учителей в мировое образовательное сообщество.
— А почему, по вашему мнению, в последнее время так упал престиж учителя, что его нужно поднимать?
— Нельзя сказать, что это произошло в последнее время. Началось все с распадом Советского Союза – во время перестройки. То есть это уже достаточно продолжительный процесс.
Причин много. Это и низкий уровень оплаты труда. Хотя сейчас зарплата и увеличивается, но все равно не является конкурентной. Как-то ректор одного из педагогических вузов сказал, что его выпускники получают диплом учителя начальных классов со знанием английского языка. После окончания обучения они идут работать секретарями, копирайтерами, менеджерами, но не учителями, поскольку в школе зарплаты намного ниже. Сегодня молодой специалист, который приходит из университета, получает 4500 гривен. Кроме того, это достаточно стрессовая работа, и не каждому она под силу.
Личное дело
Алена Северенчук родилась 12 мая 1986 года в Житомире. В 2009 году окончила Киевский национальный лингвистический университет. С 2005 года работала преподавателем английского языка, с 2009 года – HR-менеджером и тренером в American English Center. С 2013 года была директором по персоналу в «Новопечерской школе». С 2016 года координировала сектор «Образование» национального проекта децентрализации в Минрегионе. В том же году стала организатором, менеджером хаба и центра обучения и развития креативных образовательных проектов в ОО «Освитория», сооснователем и партнером социальной инициативы «Житомир: зроби голосніше». С 2017 года – организатор Global Teacher Prize Ukraine.
Любит читать и путешествовать. Верит, что в Украине есть кому внедрять изменения в образование.
Любит читать и путешествовать. Верит, что в Украине есть кому внедрять изменения в образование.