Честно говоря, такого никто не ожидал. Государственная автоинспекция получила от президента Украины тяжелый удар. 18 июля Виктор Ющенко устроил «разнос» департаменту ГАИ, а через два дня подписал указ о его ликвидации. Как выяснилось, убирать автоинспекторов совсем никто не будет. Более того, ситуация сейчас похожа на классическое: «хотели как лучше...»

По статистическим данным, сегодня по разнообразным украинским дорогам разъезжают около 9 миллионов автомобилей. Понятно, что такую массу транспорта даже в идеальных условиях «разрулить» непросто, особенно если при этом госавтоинспекторы будут еще и «на карман» работать. То, что многие гаишники поступают именно так, подтвердят как минимум половина автомобилистов страны. С подобными случаями подработки доблестных правоохранителей столкнулся даже сам президент — ему пришлось дать взятку одному из инспекторов, который не узнал главу государства (Ющенко ехал без охраны и сопровождения).
Последней каплей стала коллегия по результатам работы МВД в первом полугодии текущего года. «Что ваши люди делают на дорогах?» — вопрошал Ющенко у высших должностных лиц Департамента ГАИ. А потом заявил, что «никакого ГАИ в Украине не будет». В итоге на дорогах некоторое время наблюдался, прямо скажем, бардак. Ликвидацию ГАИ украинские автомобилисты встретили на «ура» и… принялись нарушать правила, воспользовавшись временным нокдауном «оппонентов». В Одессе, например, сразу же установили рекорд — 40 аварий в день. Как сообщил местный оперативный дежурный, такого в истории города в летний период еще не случалось.
Упразднение Госавтоинспекции связывают также с будущим вступлением Украины в Евросоюз. Сокращение числа погибших и травмированных на дорогах — одно из требований для вступления Украины в эту организацию. Вполне вероятно, что руководство страны решило показать Брюсселю, что работа в этом направлении ведется у нас полным ходом.
Из нынешних 23 тысяч сотрудников ГАИ на дороге обещают оставить примерно половину, причем часть из них вообще будет передвигаться пешком (во что, честно говоря, пока не верится). Между тем ликвидация-реорганизация такой структуры, как ГАИ, потребует, по мнению министра юстиции, «не одного дня, поскольку нужно внести изменения в ряд законодательных актов». По словам Романа Зварича, потребуется проведение административной реформы Министерства внутренних дел Украины. Высказавшись в целом одобрительно по поводу инициативы Виктора Ющенко, министр отметил, что в случае, если ГАИ будет ликвидирована, «мы будем иметь проблему».
Начинание президента поддержал министр МВД Украины Юрий Луценко, который высказал намерение до сентября реорганизовать Государственную автомобильную инспекцию Украины в Государственную службу безопасности дорожного движения. Впрочем, вывеска поменяется (будет своего рода патрульно-постовая служба), но сущность вряд ли изменится.
Более того, МВД даже предлагает повысить штрафы за дорожные нарушения до «минимальных» 50 грн. (сейчас — 17 грн.) А также предоставить правоохранителям нового разлива право изымать водительские удостоверения в четырех случаях: пьяный за рулем, выезд на встречную полосу, совершение ДТП с последующим исчезновением с места происшествия и совершение ДТП на железнодорожном переезде. Пока неясно, каким образом будет осуществляться контроль над ситуацией. Опыт предыдущих лет подсказывает автомобилистам, что при желании гаишник может прицепиться по любому поводу и не отпустит, пока не получит свою мзду.
Между тем, как сообщают СМИ, 30 июля в Печерский суд Киева автомобилист-юрист Владимир Колесниченко подал жалобу на решение президента Украины о ликвидации ГАИ МВД. Истец просит суд отменить указ, поскольку считает, что такое решение главы государства противоречит законодательству.
В частности, Колесниченко указывает на то, что единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада, а поэтому решение о роспуске ГАИ имеет право принимать только она.
Впрочем, сотрудники Государственной автоинспекции продолжают выполнять свои обязанности на дорогах Харьковской области и всей Украины.

По информации Управления ГАИ в Харьковской области

за 6 месяцев 2005 года зарегистрировано 1487 ДТП, при которых 167 человек погибли и 1821 получил ранения. За 2004 год на территории Харьковской области зарегистрировано 3441 ДТП, при которых 447 человек погибли и 4222 — травмированы. В период с 18 по 25 июля 2005 года на территории Харьковской области зарегистрировано 61 дорожно-транспортное происшествие, в которых 10 человек погибли и 68 получили травмы различной степени тяжести.

Из истории Госавтоинспекции МВД Украины

Служба берет свое начало в далеком 1936 году, когда ее включили в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Тогда ее сотрудникам не хватало квалификации и, конечно, транспорта. Но пешие рабоче-крестьянские инспектора выполняли примерно те же функции, что и сейчас: борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта; разработка технических норм и параметров эксплуатации автотранспорта; наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров; количественный и качественный учет автопарка.
История украинской ГАИ МВД начинается 14 апреля 1997 года, когда Кабмин Украины утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел». До июля 2005 года в структуру Департамента Государственной автомобильной инспекции МВД Украины входят: Управление мониторинга и информационного обеспечения; Управление дорожно-патрульной службы, организации поиска автомототранспортных средств и профилактической работы; Управление государственной автотехнической инспекции, надзора за перевозкой опасных грузов и состоянием дорог; дежурная часть; служба безопасности движения.