Сто пятьдесят лет назад, в 1868 году, харьковчанка Мария Раевская-Иванова стала первой женщиной в Российской империи, которой Петербургская академия художеств присвоила звание свободного художника.

В начале 1869-го она открыла в Харькове первую в империи частную школу рисования и живописи. О жизни и творчестве Марии Дмитриевны «Вечернему Харькову» рассказал автор книги «100 знаменитых харьковчан» Владислав Карнацевич.

— Владислав Леонидович, для начала хотелось бы кое-что уточнить. Во всех источниках указывается год рождения Марии Дмитриевны, но без числа и месяца. Может, вы знаете?

— К сожалению, нет. В ее биографии много пробелов. Начнем с семьи. О ее родителях известно крайне мало, не указано также, были ли у нее братья и сестры. А вот место рождения известно абсолютно точно. Мария Иванова родилась в 1840 году в имении Гавриловка в Изюмском уезде Харьковской губернии в семье крупных помещиков.

— А сохранилось ее родовое гнездо?

— Не сохранилось. Исчезло не только имение Ивановых, но и памятник на первой могиле художницы.

— И до сих пор его нет?

— Есть, но уже в другом месте. В начале 1980-х годов сельские мальчишки разрыли на заброшенном кладбище могилу, которая оказалась могилой Раевской-Ивановой. Позже художница была там перезахоронена, и на могиле установлен памятник.

— Ну а в нашем городе, который она так любила, в который столько вложила, ее имя увековечено хотя бы мемориальной доской?

— Тоже нет, хотя самое подходящее место для такой доски - дом на ул. Чернышевской, 6, где художница жила и работала долгие годы, цел и поныне.

— А что известно о родственниках художницы?

— Родственниками Ивановых были дворянские семьи Антоновых и Данилевских, чьи усадьбы находились в том же Изюмском уезде. Ее дяди – Андрей и Митрофан Антоновы – в разное время были предводителями дворянства в Изюме. Их мать – Анна Данилевская – родная тетка известного писателя Григория Данилевского. Талантлив был и младший брат Григория – Петр. Он имел большие способности к живописи и дружил с известным художником Генрихом Семирадским, когда тот учился в Харькове.

Стоит упомянуть еще и об Андрее Данилевском, который, скорее всего, приходился двоюродным братом Григорию и Петру Данилевским. С 1870 по 1877 год он учился в Императорской академии художеств в Петербурге, а, завершив учебу, много лет преподавал в Харькове. Его кисти принадлежат 29 икон главного иконостаса собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Харькове.

— Получается, не у нее одной в их роду был талант к живописи? А как прошло детство нашей героини? В какой атмосфере она росла?

— Думаю, внешне ее жизнь мало чем отличалась от жизни барышень дворянских усадеб того времени. Детство проходило на лоне живописной природы Слобожанщины. И, наверное, совсем не случайно это отобразилось впоследствии на ее полотнах, удивительно трепетных и нежных. В них чувствуется любовь художницы к изображаемой натуре, знакомство с народными песнями и жизненным укладом местных крестьян. Но не только этим были заполнены ее детские годы. Предреформенная империя бурлила новыми замыслами и идеями. Молодые образованные люди стремились просвещать народ. Женщины стали ощущать себя не только берегинями домашнего очага, но и полноправными членами общества, самостоятельными и независимыми. Мария была именно такой. Поначалу, как и многие дворянские девочки, она училась дома – для нее приглашали учителей. Особенно она полюбила литературу и рисование. В дальнейшем ее жизнь во многом определило знакомство с известной просветительницей и создательницей воскресных школ для женщин Христиной Даниловной Алчевской во время сдачи выпускных экзаменов за гимназический курс.

— Так же, как и Алчевская, хотела заниматься педагогической деятельностью?

— Не только. Она хотела стать дипломированным профессиональным художником. Но получить такое образование в Российской империи женщине было невозможно. Максимум – Институт благородных девиц. Поэтому в 23 года пришлось ехать учиться за границу. Пять лет Мария провела в Европе — во Франции, Италии, Германии. В Дрездене изучала немецкий язык и литературу в местном университете, училась в студии живописи профессора Академии художеств Карла Эргардта, брала уроки лепки у скульптора Кирхгода. Мари – как ее называли в Европе – слушала курсы археологии, этнографии, истории искусств, лингвистики, истории и геологии в Миланской академии, в Сорбонне в Париже и Карловом университете в Праге.

— А, выучившись, она вернулась на родину...

— В 1868 году она вернулась и первой вершиной, которую решила покорить, стала Академия художеств в Петербурге. Она отважилась на неслыханное - получить диплом свободного художника. Вначале академики не поверили, что Мария сама написала представленные работы. Они отправили в Дрезден запрос, а когда все подтвердилось, устроили «девице» экзамен «с пристрастием», но та с честью его выдержала. И впервые в Российской империи звания дипломированного художника удостоилась женщина. Среди академических работ художницы – «Автопортрет», «Смерть крестьянина на Украине» и «Девушка у плетня».

— Какую вторую вершину решила покорить молодая художница?

— Этой вершиной стала общедоступная художественная школа, которую она задумала создать в Харькове. В 1869 году школа была открыта. Мария Дмитриевна арендовала три маленькие комнатки в доме Карповой в Шляпном переулке (теперь Соборный переулок, который до недавнего времени назывался Советским). В том же году Мария Иванова для популяризации школы организовала свою первую художественную выставку.

— Вы говорите, Иванова. Когда же она стала Раевской?

— Личная жизнь художницы складывалась вполне успешно и, кстати, была неразрывно связана с ее школой. А началось все с того, что в 1870 году Мария Дмитриевна ввела в своей школе уроки черчения и пригласила, и преподавать этот предмет стал Сергей Раевский. Вскоре он стал мужем Марии и разделил с ней хлопоты  по содержанию школы. Сергей Александрович был человеком высокообразованным и обеспеченным – преподавателем Харьковского университета, окружным инспектором Харьковского учебного округа. Что немаловажно, он разделял идеи художницы – был организатором строительства Народного дома, проводил в Харькове народные чтения, принимал деятельное участие в обществе исправительных приютов. Так что это был брак единомышленников, горячих сторонников народного образования.

— Ну и не забывал заботиться о детище жены — художественной школе?   

— Школа развивалась трудами и заботами обоих супругов. Сергей Александрович на свои деньги построил дом на улице Чернышевской, 6 — и в 1878 году туда переехали и семья, и школа. Семья Раевских жила на втором этаже, а на первом были классы. Наконец-то школа на долгие годы обрела постоянное место, а до этого много раз меняла адрес и все время жила в условиях финансовых потрясений. Дело в том, что Мария Дмитриевна обучала  учеников из бедных семей бесплатно, а состоятельные платили 12 рублей в год и постоянно испытывала недостаток средств на учебные пособия, оплату учителей. Город тоже мало чем помогал. Правда, городская управа в конце концов стала выделять ей 200 рублей ежегодной помощи, но этого было недостаточно, так как расходы на школу составляли сумму порядка 1500 рублей в год. Недостающие средства собирались из частных пожертвований, собираемых на благотворительных вечерах с «живыми картинами» и на балах.   

— Как рос авторитет Марии Раевской-Ивановой и ее школы?

— Разработанный ею метод преподавания изобразительного искусства был отмечен как один из трех лучших в Российской империи. Академия художеств присвоила ей звание Почетного вольного общника, а на первой Всероссийской выставке рисовальных школ харьковская школа получила второй диплом, опередив даже знаменитое Строгановское училище.

— Насколько широко была профилирована школа?

— Там учили будущих иконописцев и граверов, литографов и ретушеров, иллюстраторов книг и создателей интерьеров квартир. А кроме того, в школе возрождали народные промыслы, обучали расписывать посуду и выжигать по дереву. В 1886 году появился скульптурный класс. Был введен курс лепки из глины. Выпускники школы могли работать учителями рисования и черчения в школах и гимназиях.

— Сколько лет просуществовала школа и сколько выпускников вышло из ее стен? Может, кто-то из них стал впоследствии известным художником?

— Школа рисования и живописи Раевской-Ивановой просуществовала 27 лет, подготовив за это время около тысячи выпускников, 50 из них потом окончили Петербургскую академию художеств. Среди выпускников наиболее известны: Генрих Семирадский (крупнейший представитель такого европейского направления живописи, как поздний академизм), Сергей Васильковский (выдающийся украинский художник-пейзажист), Алексей Бекетов (великий архитектор, академик архитектуры), Петр Левченко (выдающийся пейзажист, график, мастер интерьерных композиций), Михаил Ткаченко (знаменитый график, мастер пейзажной живописи и маринист), Петр Кончаловский (академик Академии художеств СССР, его зять – советский писатель Сергей Михалков, внуки – кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский), Гнат Хоткевич (музыкант, писатель, историк, композитор, искусствовед, этнограф) и еще много знаменитых людей. Не говоря уже о множестве неизвестных художников-прикладников, определивших художественное лицо Харькова и не только Харькова в последующие сто лет. Это и иконописцы, и ретушеры, театральные декораторы, архитекторы, вышивальщицы, чертежники, учителя рисования.

— Как прошли последние годы жизни художницы?

— В середине 1890-х годов Раевская-Иванова начала терять зрение, поэтому с преподавательской деятельностью пришлось распрощаться. Но и после этого она активно участвовала в жизни Харькова. Каждую весну организовывала выставки местных художников в помощь Обществу по распространению грамотности, вместе с супругом создала при Народном доме общества художественный музей. В 1898 году открылась декоративно-рисовальная школа, начавшая работать по программе Раевской-Ивановой. Она издала множество учебников, статей и брошюр. А еще художница составляла каталог картин частных собраний Харькова и области, знала все об этих полотнах и вела работу с владельцами богатых коллекций, чтобы те не продавали картины куда попало.

В 1896 году, когда Мария Дмитриевна практически ослепла, она передала школу городу. На базе школы в том же году была создана городская школа рисования и живописи, которая переехала в новое здание на ул. Каплуновской, а в 1912-м — художественное училище. В  годы советской власти училище стало техникумом, а позднее — художественно-промышленным институтом. Сейчас это — Харьковская государственная академия дизайна и искусств.

А Мария Дмитриевна умерла в декабре 1912 года, спустя три месяца после того, как городская школа рисования стала училищем.

— А как сложилась дальнейшая судьба ее мужа и сына?

— Сергей Раевский дожил до глубокой старости, пережив жену на 28 лет. Он умер в 1940 году в маленькой комнате коммунальной квартиры, которую оставила ему советская власть в доме, построенном им на собственные деньги на ул. Чернышевской, 6. Сын Александр стал крупным ученым, с 1900 года работал конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе, с 1910 года возглавил паровозотехническую контору Путиловского завода в Петрограде. Под его руководством были разработаны рабочие проекты ряда серийных паровозов. Был профессором, преподавал, погиб 23 июня 1924 года при испытаниях – вблизи станции Ховрино под Москвой его сбил паровоз.

— Как харьковчане хранят память о знаменитой землячке?

— Дом на ул. Чернышевской, 6 никак не напоминает о знаменитых жильцах. В советское время незаметно прошли и столетний, и полуторавековой юбилеи художницы. Но все-таки в последнее время ее имя было отмечено в Харькове. В рамках декоммунизации решением сессии горсовета от 20 ноября 2015 года улица Елены Стасовой была переименована в улицу Раевской. В библиотеке академии дизайна и искусств есть прекрасная скульптура Марии Раевской-Ивановой. Ее выполнил в конце 1990-х один из выпускников вуза. Мне кажется, что лучшей данью памяти стали бы художественные выставки, премии и стипендии ее имени, чтения и конференции, радио- и телепередачи – чтобы не забывалось имя женщины, ставшей своего рода крестной матерью для многих поколений харьковских художников.