Экономика

  • 1830
  •  / 

За тепло харьковчанам придется платить круглый год

За тепло харьковчанам придется платить круглый год
За тепло харьковчанам придется платить круглый год Абонплата за тепло и воду, расчет по домовым счетчикам, возможность не оплачивать целиком некачественную услугу – какие новации в жилищно-коммунальной сфере ожидают харьковчан уже со следующего месяца?
Новая редакция Закона «О жилищно-коммунальных услугах» вступила в силу 10 декабря 2017 года. Он заработает в полном объеме в 2019 году, однако некоторые нормы вводятся в действие через шесть месяцев после вступления в силу, то есть уже в июне этого года, уточнил эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин.

Новая редакция закона предусматривает введение нескольких видов договоров между совладельцами многоквартирного дома и поставщиком коммунальных услуг.

— Это может быть индивидуальный договор, коллективный договор и договор между поставщиком и объединением совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) как коллективным потребителем, — поясняет Евгений Личискин.

Индивидуальный договор, как разъяснил эксперт, предполагает соглашение с каждым отдельным собственником. Ответственность за качество услуги внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя несет исполнитель услуги. С потребителя взимается абонентская плата, а также плата за обслуживание, текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома исполнителем на основании договора. Капитальный ремонт внутридомовых систем всего дома ложится на плечи сособственников. Техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем электро- и газоснабжения также проводится за счет жильцов.

Новая редакция закона о ЖКХ предусматривает введение нескольких видов договоров между совладельцами многоквартирного дома и поставщиком коммунальных услуг.
Коллективный договор с управляющим заключается поставщиками от имени сособственников дома на основании подписанного с ним договора. В этом случае предусмотрена ответственность исполнителя «входа в дом». В стоимость коммунальных услуг не входит (!) абонплата и плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома. Такой договор может быть заключен только при условии наличия домового счетчика потребления коммунальной услуги. Техобслуживание, текущий и капремонты внутридомовых систем – за счет собственников и т. д.

— При этом допускается заключение разных типов договоров на предоставление различных коммунальных услуг, — уточняет эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин. — На предоставление одной и той же коммунальной услуги в пределах одного дома может быть заключен только один тип договора.

Таким образом, с принятием нового закона о ЖКХ повышается ответственность каждого жильца.

— В частности, капитальный ремонт внутридомовых систем – водоснабжения, электро -, газо -, теплоснабжения — теперь ложится на плечи жильцов. Иными словами, если жилец не захочет платить компании-поставщику услуг за обслуживание коммуникаций, то в случае, скажем, порыва трубы – вызывать мастера и чинить ее придется за свой счет, — говорит юрист Роман Чумак.

Какой будет абонплата — пока неизвестно


Согласно новому закону, уже с июня общая плата за коммунальную услугу будет состоять из платы за абонентское обслуживание, за обслуживание внутридомовых систем и, собственно, платы за услугу.

— Таким образом, за тепло придется платить весь год, а не только в отопительный сезон, а абонплату за воду – вносить независимо от того, пользовался ею потребитель или нет, — поясняет Евгений Лисичкин. — Планируется, что эти деньги пойдут на ремонт и обслуживание тепло- и водосетей: профилактику, проверку, испытания и тому подобное. При этом нынешняя стоимость кубометра воды и гигакалории тепла должна быть уменьшена на величину абонплаты, поскольку сейчас обслуживание входит в тариф. Кстати, введение абонплаты за тепло и газ предполагает меморандум Украины с Международным валютным фондом.

Какой будет абонплата — пока неизвестно. В течение полугода после вступления закона в силу Кабмин должен ее рассчитать, но, как сообщили в ХТС, предприятие никакими официальными документами не располагает.

— Опять-таки нужны подзаконные акты, иначе эту новацию ввести невозможно, — отмечает Евгений Лисичкин.

По словам эксперта, абонплата и плата за использованный ресурс действует в большинстве европейских стран.

— Однако там поставкой коммунальных услуг занимаются различные компании, то есть у потребителя существует возможность выбора. Поставщики услуг конкурируют между собой – снижают цены, проводят акции и т. д. , — говорит Евгений Лисичкин. — У нас же рынок коммунальных услуг монополизирован.

Потери тепла разделят на всех жильцов


Кроме того, предусматривается использование показаний как домовых, так и квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги. Это, кстати, предусмотрено и в Законе «О коммерческом учете», уточняет эксперт.

— Если часть помещений в здании оснащена индивидуальными приборами учета воды, а часть - не оснащена, объем соответствующей коммунальной услуги, потребленный потребителями в помещениях, оснащенных узлами распределительного учета, устанавливается в размере, определенном с помощью таких узлов. А общий объем потребленной в здании горячей и холодной воды (кроме объема, затраченного на общедомовые нужды и потребителями в помещениях со счетчиками) распределяется между потребителями, помещения которых не оснащены счетчиками, пропорционально количеству лиц, которые фактически пользуются такими услугами, – цитирует документ Евгений Лисичкин.

То есть показания квартирных счетчиков при наличии домового прибора учета игнорироваться не будут. Однако потери тепла и воды во внутридомовых сетях теперь будут делиться на всех жильцов, вне зависимости от того, стоит в квартире счетчик или нет, поясняет эксперт.

— Разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных приборов учета будет пропорционально делиться между всеми жильцами в многоквартирном доме. То есть если во внутридомовых сетях есть потери тепла и воды через «дырявую» трубу (а они обязательно есть, особенно в старых домах, где состояние внутридомовых сетей не выдерживает никакой критики) – за это в конечном результате придется платить всем. То есть для тех, у кого стоит индивидуальный водомер – часть этой разницы будет приплюсовываться к показаниям счетчика, — Евгений Лисичкин.
При этом общедомовые счетчики станут коммерческими,  устанавливать и обслуживать их будут за счет потребителя.

Реально ли не платить за некачественную услугу?


Еще одна новация призвана защитить интересы потребителей: жильцы домов получили возможность также «наказывать» поставщиков услуг – не платить полностью или частично, если услуга предоставлена недолжным образом. Однако эксперты считают, что на практике это работать не будет.

— При получении некачественной услуги потребитель составляет акт-претензию, которая должна быть подписана исполнителем услуг и управителем. Причем поставщик услуги обязан явиться в течение двух суток после обращения потребителя. Если не явится, то оплата за услугу не начисляется. Однако опасность в том, что исполнитель услуги может не подписать акт-претензию. Тогда необходимо завизировать документ еще у двух соседей и отправить его исполнителю услуг рекомендованным письмом. После этого в течение пяти рабочих дней исполнитель услуги сам решает: обоснована претензия или нет. Естественно, никто из монополистов – поставщиков услуг — не признает, что услуга предоставлена не полностью или некачественно. Поэтому придется подавать в суд, который будет тянуться годами. Убедить поставщика услуги в правомерности претензий может разве что замер проб, который покажет отклонение от нормы температуры горячей воды, или тепла, или качества газа. Однако проводить замеры потребителю придется за свои деньги, – объясняет Евгений Лисичкин.

Эксперт очень сомневается, что все эти новации заработают уже через 20 дней.

— Кабмин должен принять еще порядка 30 подзаконных актов, из которых опубликованы пока только три, а также более 20 приказав профильных министерств – Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства топлива и энергетики и так далее, — говорит Евгений Лисичкин.

Пеню введут после нового года


Часть нововведений, предусмотренных Законом «О жилищно-коммунальных услугах», предполагается запустить с 1 января 2019 года.

— В частности, потребитель получит право требовать от исполнителя или управителя компенсацию за превышение сроков проведения аварийно-ремонтных работ – в размере, определенном договором. Введение пени (не выше 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки), которую придется платить потребителю (как индивидуальному, так и коллективному) в случае задержки платежей за услуги, — напоминает Евгений Лисичкин. – А также монетизация субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг: то есть получать их люди будут в денежной форме. Кроме того, предполагается, что управляющий обязан иметь в штате сотрудника, который прошел аттестацию по профессии «менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)».

georgia



Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.1491 грн
100 USD 2623.89 грн
100 EUR 3056.31 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи