Молодой режиссер Александр Середин представил на малой сцене театра русской драмы имени Пушкина свой второй спектакль.
Его дебют на харьковской сцене — абсурдистский «Гимнастический козел» вызвал интерес у публики и критики свежестью и смелостью.Накануне, 11 мая, в пятницу, в «Портале на Гоголя, 8» Александр Середин представил премьеру спектакля «Пушкин.племя» — свою интерпретацию пьесы Михаила Булгакова «Александр Пушкин» («Последние дни»). В театре ее называют постмодернистским диалогом с идолами русской литературы, исследованием Пушкина-явления с использованием современной музыки, нецензурной лексики и большого количества обнаженных тел, сообщает PR-агентство Bagels&Letters.
От всем известной, почти хрестоматийной истории противостояния Пушкина и Дантеса здесь осталось мало.
– Лейтмотив спектакля «Пушкин.племя» – стремление к абсолютной, бескомпромиссной свободе во всем, – считает директор Харьковского академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина Сергей Бычко. – Тринадцать персонажей, помещенных в пространство из бамбука и дерева, лишенное привычных форм и смыслов, начинают буквально дышать свободой, вырабатывая сложную ритмическую структуру, подчиняясь то ли внутренней логике, то ли духу режиссерской дерзости.
Оригинальный текст Булгакова сменяют выдержки из Гоголя и Достоевского, а традиционные костюмы XIX столетия уступают место ритуальным маскам и БДСМ-аксессуарам. На сцене звучат африканский барабан, попсовые песни и шансон.
Сюжет в постановке изменен почти до неузнаваемости, количество действующих лиц сокращено втрое, а привычные смыслы вывернуты наизнанку и нарочно лишены драматизма. Персонажи существуют вне времени и пространства, объединены режиссером в племя, живущее в условиях своей особой иерархии и мало заботящееся о сюжете пьесы.
– Некоторым такая интерпретация текста кажется чересчур смелой или даже безбашенной, но я очень подробно изучил фигуру Пушкина и события последних его дней, – объясняет режиссер. – Такое прочтение Булгакова — нетрадиционное, непривычное, поэтому кого-то может раздражать или провоцировать.
Обнаженность чувств в спектакле трансформируется в обнаженность тел.
– Обнаженное тело на сцене существует не для того, чтобы развлечь или эпатировать зрителя. Эпатировать наготой сегодня сложно. Обнаженное тело – это мощное, ни с чем не сравнимое по выразительности средство общения со зрителем и партнерами на сцене, – говорит Александр. – Я думаю, человеческое тело – самый совершенный и красивый механизм на свете, поэтому я прошу своих актеров не бояться говорить на его языке.
В спектакле задействован не только молодой состав труппы, но и старшее поколение артистов, для которых это – первый опыт работы на малой сцене театра им. А. С. Пушкина.
Попасть на спектакль смогут не все – детям до 18 лет вход воспрещен. В мае постановку покажут также 13 и 26 мая.