Совсем недавно мне пришлось посетить «заграницу», коей с некоторых пор стала Россия. По возвращении, когда я сообщил об этом своему другу, первое, что он сказал, услышав о поездке: «Ну что, почувствовал себя скотом?» Замечание грубое, но оно исключительно точно описывает впечатления от процедуры пересечения границы. И хоть я не Радищев, а Харьков — не Петербург, но путешествие это стоит пера.

Сейчас у нас о России можно говорить что угодно, даже самое плохое, и более того — чем хуже, тем даже лучше. Особенно модно в Украине хаять «имперские» замашки России и тем более Советский Союз. Но одно никто оспаривать не смеет: не было в Союзе никаких ощутимых внутренних рубежей и люди свободно без всяких проблем и сложностей могли передвигаться по территории, ныне исполосованно-выпоротой кровоточащими ранами границ постсоветских республик. И разъезжались тогда семьи по всем городам и весям великой страны. А если появлялось вдруг желание посетить родственника в другом конце государства, человек садился на поезд или самолет и свободно добирался. 

Вот и я решил встретиться с сестрами, которых не видел 30 с лишним лет. И как когда-то отправился знакомым путем, нет, не на другой конец Вселенной и даже не на противоположный конец России, а всего лишь в населенный пункт на сопредельной белгородской земле… 

Но за это время неукротимые нью-державники с обеих сторон выкопали огромную пропасть под названием «граница». Это раньше были государственные мужи, которые укрепляли целостность державы, «рубили окна» в Европу, в которой, кстати, границы уже почти стерты. А теперь пограничным столбом горе-наследнички безжалостно лупят по спине единого русского народа, искусственно разделенного по национальностям…
В поездку меня пригласили с собой мои родственники, которые решили ехать на автомобиле. Вообще-то, до места всего 80 км пути. Но поскольку есть только два близлежащих пункта пропуска, то длина его сразу выросла до 200 км. Первая «благодарность» нью-державникам! 

Состояние дороги до Богодухова для нашего непритязательного человека, в принципе, можно назвать условно терпимым. А вот после Богодухова, особенно ближе к границе, у этой дороги можно найти только один плюс — это все-таки асфальтное покрытие… 
Многочисленные выбоины, прохудившиеся заплаты и откровенные ямы на полширины дороги сыграли не последнюю роль в плачевной судьбе многих автосоратников по пересечению границы. Вторая «благодарность» им же с горячим приветом — показывают истинное лицо Украины «иностранцам-россиянам» и не только. 

Кстати, сразу после въезда на территорию России произошло чудо: под колесами машины началась до противного идеальная трасса, очень чистая и ухоженная. По сторонам шоссе стоят специальные мусоросборники. Такая же, как земля и небо, разница между приграничными поселками: нашей Великой Писаревкой и российским Грайвороном. Особенно она ощутима, когда едешь обратно. Сначала чистенький, ухоженный, только покрашенный Грайворон, даже все фасады и заборы придорожных домов с высаженными перед ними газонами цветов и постриженной травой — глаз радуется. И как антипод Великая Писаревка: вся запыленно-перекошенная, какая-то серая, бесконечно уставшая, с треснутыми, покосившимися заборами, блеклыми тусклыми домами. Как следствие: на этом фоне даже посадки фруктовых деревьев выглядят так же блекло, устало и серо. Чувствуется, что ни в Харьковской области, ни в Сумской нет настоящего хозяина. Такого, как в Белгородской, например. Похоже, они заняты чем-то другим. Грустно и стыдно, что все это видят проезжающие иностранцы. 

То, что пункт пропуска был довольно грязным, с ямами, местами грунтовым подъездом и в виде приспособленных под службы вагончиков, это еще ничего. Вокруг ходили строители, стояли выгнанные коробки зданий с крышами — это давало надежду, что в свое время все здесь будет выглядеть нормально. Но вот странность: на территории России весь комплекс построен полностью. А ведь решение об обустройстве пункта пропуска наверняка было принято согласованно. У нас с этим почему-то затянули. 

Переезд границы занял около трех незабываемых часов стояния на жаре в очередях, заполнения положенных бланков регистрации и просто ожиданиях оформления документов. Время-то горячее — россияне по привычке едут отдыхать в Крым и из Крыма. Для начала с нас содрали 110 гривен за автостраховку и мы стали в очередь на таможню. 

И вот здесь-то чувство, которое обозначил мой друг, овладело мною сполна. Оно появилось немедленно после въезда на пункт пропуска, постепенно усиливалось и на таможне достигло пика. Именно тут таможенник из разряда мелкотиранов-чинуш с комплексом скрытых властолюбцев имеет надо мною абсолютную власть при полном пакете собственных полномочий. А опасность откровенных придирок есть, ведь далеко не каждый готов проверять чужие вещи, надо обладать специфической психологией. И оскорбительное чувство совершенной беззащитности, зависимости от чужой воли вероятного микронаполеона все больше нарастало в моей душе. Тем более что эта самая душа ну никак не желала признавать Россию как нечто чужое, заграничное. 

Из всего потока машин нашу отправили на досмотр. Ничего, естественно, не нашли, но отвратительное, гадкое чувство из-за нелепого подозрения, словно кто-то смачно плюнул тебе в душу, осталось. Третья «благодарность» нью-державникам. 

И вот на импровизированной площадке таможенного досмотра случилась любопытная история. Так вышло, что именно тут у одного бедняги перестал открываться замок багажника. Посуровевший бдительный таможенник с подозрением нахмурил брови и изрек фразу: «Что я должен думать, если у Вас именно в момент досмотра не открывается багажник?» А вот подумать, что у реальных нарушителей таможенно-пропускного режима все будет открываться нормально, чтобы не привлекать внимания, он не мог. 

Бедняга-водитель под этим взглядом поневоле почувствовал себя преступником и с удвоенной энергией принялся открывать багажник. Вся эта эпопея заняла часа полтора. Ему пытались помочь другие водители. А таможенники тем времени все по очереди подходили и с пристрастием вглядывались в образ потеющего над замком «подозреваемого». Потом к подозрительности у них примешалось явное любопытство в исходе дела. А затем, вместо всего этого, через таврированное инструкциями сознание про-
явилось даже явное человеческое сочувствие. Надо полагать, что они все же осознали, что с реальными нарушителями такого не бывает. 

В конце концов багажник открыли и водитель продемонстрировал причину: просто сломался кронштейн из-за езды по тем же самым ямам-выбоинам. Было бы это за границей, не в этой, надуманной, а во взаправдашней, европейской там или американской — водитель еще и в суд мог бы подать на таможенно-пограничную службу за не обеспечение подъезда, что послужило порчи имущества. А у нас утерся и поехал дальше с чувством все той же «благодарности». 

Похожее чувство, но несравненно более слабое, возможно, после прививки «замком», сохранилось и на российском пункте пропуска. С нас содрали еще какие-то деньги и мы проехали. Можно только сказать огромное «спасибо» всем власть имущим, причастным к созданию такой системы, когда тысячи людей ежедневно испытывают чувство бесправного скотства. Да разве только в этом? 

P.S. Поездка к родственникам на граничащую с Харьковской областью Белгородщину обошлась мне таким образом примерно в 450 гривен — и это только за время пересечения границы. Так что не наездишься. Вот и получается, что даже при наличии своего автомобиля люди могут посетить родителей, внезапно оказавшихся в другом государстве, в лучшем случае пару раз в год. И за это особая «благодарность»!