Признаюсь как на духу: для меня визит в открытый недавно в Харькове центр «Ступеньки преодоления» во многом стал откровением. Естественно, я и до этого сочувствовала слепым людям. Но здесь мне предложили испытать незрячесть на себе: с закрытыми глазами на ощупь определить предмет.

Погружение в бездну 
Я находилась в игровой комнате и была на все сто уверена, что детскую игрушку узнаю наверняка. Уже через короткое время, лихорадочно ощупывая всякие выпуклости, я элементарно запаниковала: предмет так и не узнала, перепутав сундучок с домиком. Чтобы представить, каково живется этим людям, стоит всего лишь накрепко зажмурить глаза и поискать вещь в собственной квартире, где все абсолютно знакомо. Спотыкания о мебель, полная растерянность и беспомощность обеспечены. А если вслепую побродить в незнакомом месте, на улице? 

Раньше, чем проблема вмешается в судьбу ребенка 

— Ниша ранней помощи незрячим детям до шести лет в Украине до сих пор не заполнена, хотя в Америке и Западной Европе таким детям помогают уже 30-40 лет. Я уже более 25 лет работаю с незрячими детьми как педагог и меня, наверное, сама жизнь натолк-
нула на эту идею: я — мама двоих незрячих детей. Они родились зрячими, но постепенно теряли зрение, — рассказывает директор центра «Ступеньки преодоления» Валентина Бутенко. 

До создания «Ступенек преодоления» незрячими детьми или с тяжелыми нарушениями зрения занимались лишь с момента, когда им исполнялось шесть лет. Но к шести годам человечек уже сформирован, говорит Валентина Бутенко, и если им не заниматься, к этому возрасту у малыша уже развиваются вторичные нарушения, вызванные слепотой: он не умеет правильно говорить, ходить, обслуживать себя. 

— Мы готовы консультировать родителей, начиная с рождения ребенка — с момента, когда обнаружена проблема. У нас есть очень хорошие парт-неры — Институт раннего вмешательства. Специалисты института уверены, что с проблемой надо работать раньше, чем она вмешается в судьбу ребенка. Наш центр — не медицинское учреждение, мы оказываем в основном психолого-педагогическую помощь. Мы даем рекомендации, как нужно воспитывать ребенка, как научить его одеваться, есть, ходить, познавать окружающий мир, пользоваться осязанием, слухом, обонянием. Иногда говорят: если у ребенка отсутствует зрение — у него обязательно должен развиться слух. Ничего подобного. Если не развивать то, что заложено природой — останется на том же уровне, само не разовьется. Этому нужно обучать, причем очень серьезно. 

Малыш не знает, что мир огромный 
В центр нужно приносить ребенка с самого раннего возраста, как только выявлены нарушения. Воспитание незрячего ребенка очень специфично. Зрячий младенец реагирует на свет, а незрячий — в основном на звук. Поэтому в центре мамам показывают, как обустроить кроватку, как расположить погремушки и игрушки: пространство нужно организовать так, чтобы малыш мог нащупать вещи — они должны быть досягаемыми. Зрячий ребенок может проследить взглядом за падающей игрушкой, таким образом у него формируется понятие пространства, протяженности. Он понимает, что предмет находится где-то здесь, не исчезает. А то, что исчезло из рук незрячего ребенка, сгинуло в никуда — и для него это трагедия: он не понимает, что такое пространство. Лишь позже он постигает, что предмет где-то рядом. Поэтому специалисты центра советуют, чтобы игрушки находились на подносике или в коробке, чтобы ребенок мог их нащупать, когда они упадут. 

— Незрячий ребенок не знает, что рядом существует мир — его для него нет: есть лишь кроватка, простынка, подушечка — и все. Его нужно научить активной познавательной деятельности. Незрячий ребенок не станет сам поднимать голову — у него нет стимула ее поднимать: зачем? У него нет стимула ползти и садиться. Его нужно специально обучать этим движениям, иначе он будет задерживаться в своем развитии, а преодолевать эти пробелы потом очень сложно, — предупреждает Валентина Антоновна. — Существуют периоды, когда развиваются определенные черты характера, интеллектуальные черты. Если малышом не заниматься — у него может появиться недоверие к миру, окружающим его людям: он не будет знать, чего от них ожидать. Он может замкнуться или не захочет общаться со зрячими. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста у него сформировались теплые чувства к родным людям. Потом он будет активно идти навстречу чужим людям и доверять им. 

— Валентина Антоновна, скажите, а боятся ли незрячие дети темноты? 
— Темнота, если остаточного зрения у ребенка нет — его природное состояние, — говорит директор «Ступенек преодоления». — Ребенок просто боится оставаться один. Рекомендуется с самого маленького возраста родителям озвучивать все, что рядом происходит, и он должен ощущать при помощи звука, запаха, что мама находится
рядом. 

Видеть цвета 
Незрячему ребенку по возможности все нужно дать в руки, продемонстрировать наглядно, иначе у него не сформируется образ предмета, окружающего мира. Ему невозможно объяснить, что такое солнце, но ребенок может подставить ему лицо и ладошки, почувствовать солнечное тепло. Для того чтобы адаптировать ребенка к обычной жизни, в центре есть, например, специальный конструктор: город с улицами, зданиями, оградами, деревьями. 

В центре активно изучают кожно-оптические свойства и незрячих людей учат различать цвета. Вероятно, краска излучает определенные волны, и незрячие люди кожей пальцев ощущают основные цвета — правда, без нюансов и оттенков. Но если не тренировать эти чувства у незрячих — они так и останутся в зачаточном состоянии. Конечно, лишенные зрения люди не понимают красный или зеленый, как понимаем его мы, тем не менее у них есть свое представление о цвете. 

Обоняние, кстати, тоже тренируется. И чтобы дети могли ориентироваться на запахи, сейчас в центре создают коллекцию запахов: специальные игрушки будут обладать разными ароматами, причем неприятные и даже совсем противные запахи в коллекции тоже будут обязательно. Кроме того, центр собирается обзавестись литературой и аудиодисками с самыми разными звуками, чтобы максимально вооружить ребенка знаниями об окружающем мире. 

Родители получают в центре «Ступеньки преодоления» диагностические методики, консультации реабилитолога — он посоветует, как научить незрячего ребенка садиться, держать головку, правильно ползать. Здесь с детьми работают массажист, логопед и тифлопедагог — специалист, занимающийся развитием зрительного восприятия при помощи осязания. И детям, и родителям оказывает помощь психолог. Как общественная организация центр финансируется за счет проектов.
Один из них — по созданию игротеки для незрячих. Один из благотворительных фондов выделяет средства на закупку игрушек, которые дают родителям. Родители могут взять в центре игрушку во временное пользование, а когда ребенок ее освоит — поменять на другую. Игрушки стоят очень дорого. Например, специальный сундучок с массой необходимых для незрячего ребенка деталей — крючками, замками, задвижками стоит почти триста гривен. 

Одна из мам, Ирина Лепетюк, рассказала корреспонденту «Вечерки», что занятия в центре для ее дочери, четырехлетней Насти, не проходят зря. Малышка стала гораздо более общительной, сама стремится познакомиться со зрячими сверстниками. Мало того, Настя даже помогает незрячему папе Олегу передвигаться по городу, консультирует его, как и где переходить улицу. 

Они раньше замечают двуликость мира 

Корреспондент «Вечерки» поинтересовалась у психолога Елены Тиховской, в каких красках незрячие дети видят мир, настроены ли они на светлое восприятие жизни. 

— Малыши класса до шестого — изумительные дети, живущие в розовых очках. Но, по сравнению со зрячими, они быстрее взрослеют: раньше понимают двуликость мира, чувствуют это более тонко, — уверяет Елена Тиховская. 

— А удивляет ли вас что-нибудь в этих детях? 

— У незрячих детей больше, чем у обычных детей, силы воли и желания чего-либо достичь. Раньше я работала психологом в средней школе: там примерно четверть детей были «звездочками», стремились чего-то достичь, — заметила Елена Тиховская. — А дети, которые занимаются в нашем центре и в гимназии Короленко, практически все хотят чего-то добиться. 

Все дети поют, играют на музыкальных инструментах, многие становятся программистами, юристами, психологами, философами, поэтами, писателями. Сейчас в гимназии имени Короленко есть три члена Союза писателей Украины — Даша Рыженко, Оля Тихонова, Оля Тельная. Готовится к вступлению в Союз писателей Артем Бутенко. Незрячие люди иначе воспринимают жизнь, поэтому в их произведениях мало упоминаний о цвете, чаще всего пишут о внутренних переживаниях, на философские темы. 

Теперь они не одиноки 
— А часто ли родители бросают незрячих детей? 
— Это случается не часто. Очень часто такие семьи распадаются — начинают искать виноватого, не могут справиться с психологической проблемой принятия этого ребенка, — говорит директор «Ступенек преодоления». — И когда их отдают на обучение в интернат — отвыкают и стараются реже приезжать, общаться от каникул до каникул, такие дети у нас есть. Это очень сложная проблема, особенно если незрячий ребенок рождается у зрячих родителей. Девять месяцев ждали его появления, мечтали, как он будет играть в песочнице, купаться в море, оакончит институт. И вдруг появляется незрячий ребенок. Рушатся все надежды и планы. Родители не знают, что делать с таким ребенком. Это настолько большое горе, что иногда родители могут психологически не принять этого ребенка, хотя и заботятся о нем. В нашей организации много незрячих студентов, и, приходя сюда, родители видят, как работают незрячие на компьютере, становятся психологами, поэтами, программистами. Для родителей — это огромная надежда: увидеть, что у их детей есть будущее и таким ребенком можно гордиться. Они видят, что ребята нормально живут, женятся, оканчивают институты, работают, обеспечивают себя. Исчезает страх, что придется быть прикованным к ребенку или боязнь «что-то со мной случится — что же с ним тогда будет?» 

При первой встрече с мамами и папами сотрудники оценят потребности семьи: в анкете родители напишут, что они хотят получить от центра. Родители из пригорода или области могут отдать ребенка с двух лет в садик на всю неделю, забирая только на выходные. Валентина Бутенко подчеркивает, что и в центре «Ступеньки преодоления», и в садике услуги бесплатные. 

— Самая тяжелая картина — дети из области и сел, — сетует Валентина Антоновна. — Родители не могут уделить им много внимания — у них хозяйство, огород, другие проблемы, кроме того, они не имеют доступа к информации, как в городе. В результате мамы и папы из области остаются с такими детками один на один. Я хочу пожелать, чтобы родители обращались к нам как можно раньше. Пока родители заняты решением только медицинских проблем — теряется драгоценное время: ребенок растет и недополучает то, что ему необходимо. В нашем центре родители поверят, что их дети обязательно найдут свое место в жизни. Ни родители, ни их дети не одиноки — мы всегда рады им помочь. 

В тему

Позвонить в центр «Ступеньки преодоления» можно по телефону 756-18-76.