«А вот вы спросите, — подстрекал корреспондента «Вечерки» пожилой пассажир, узнав, что едет в одном вагоне с министром транспорта и связи, — когда откроют метро на Алексеевке. А то Кушнарев так хорошо начал строить, но вот теперь никак не закончат». Спросили.

Метрополитену обещают деньги 

Первую часть рабочей поездки министр транспорта и связи Николай Рудьковский провел на строительной площадке пусковой станции, носящей пока рабочее название «Интернациональная». Затем министр с мэром Михаилом Добкиным и харьковскими коллегами, осматривая подземные владения, проехались в метро от станции «23 Августа» до «Ботанического сада». Там, в недрах харьковской земли, и завязался диалог о проблемах нашего метро. Начальник дирекции строящегося метрополитена Анатолий Кравчук обрисовал перед министром ближайшие перспективы и нужды нашей подземки. 

Во-первых, необходимо до конца года запустить первый поезд на Алексеевку. Задача года грядущего — завершить Алексеевскую линию до депо и двинуться в сторону аэропорта. Для этого понадобится около 250 миллионов гривен: 150 миллионов необходимы для строительства метро на Алексеевке и в 100 миллионов обойдется проходка к аэропорту.
Метростроители попросили министерство поддержать их еще в одном вопросе: им нужен горнопроходческий комплекс. Наш древний сорокалетний комплекс уже отработал свой век, а работы на следующем участке возможны только при его наличии. 

Харьковский мэр сообщил, что город готов профинансировать часть работ по завершению участка до «Интернациональной», но при условии содействия центральных властей: если уже в этом году на строительство новой станции из государственного бюджета выделят 100 миллионов гривен. 

— Нам под силу увеличить финансирование, еще в этом году ввести станцию и пустить первый поезд, а также в рамках подготовки к 2012 году построить линию метрополитена, которая будет связывать город и аэропорт. Это целая программа развития транспортной инфраструктуры города, но я вижу, что нужно добавить финансирование из центрального бюджета, — обнадежил министр на пресс-конференции. — Мы подготовим план мероприятий по поездке премьер-министра, чтобы в протокольное решение были включены из госбюджета не меньше 100 миллионов на финансирование строительства харьковского метро. 

Работники метрополитена пожаловались и на состояние подвижного состава: его износ составляет сейчас 70%. Всего в харьковской подземке — 320 вагонов. Многие требуют обновления, но нужно учесть и то, что с увеличением количества станций потребуется и дополнительный подвижной состав. 

Вагоны для метро производят Мытищи, подобным производством занялся и Крюковский завод, но в Киеве на испытаниях их вагоны забраковали — слабовата электромеханическая часть. Николай Рудьковский пообещал в ближайшие годы закупить для нашего метро полсотни вагонов (один метрополитеновский вагон стоит примерно пять миллионов гривен). Вероятно, приобретут Крюковские вагоны, но если они будут долговечны и их техническое состояние будет отвечать уровню безопасности. 

«Вам не повезло» 

Возможное повышение тарифов на проезд в метро — наболевший потребительский вопрос. Николай Рудьковский заявил, что выслушал точку зрения коллектива метрополитена, а не «политиков-политиканов во главе с руководством Харьковской облгосадминистрации».
— Они мне показали, что при утверждении тарифа ни одной копейки не заложили ни на развитие, ни на увеличение роста заработной платы, ни на обновление подвижного состава метрополитена, — приоткрыл вежды журналистам Николай Рудьковский. — Только в Харькове местная власть — губернатор и мэр — не могут конструктивно взаимодействовать. Я считаю, что от этого Харьков только проигрывает. Я сожалею, что Харьковская обладминистрация при реализации этих проектов абсолютно отстранена от развития города. С руководством облгосадминистрации вам пока не повезло. 

Министр транспорта и связи, будучи категорически против скачкообразного роста тарифов, считает, что цены на метрополитен повышать не нужно: тарифы должны быть обоснованы. Ситуация с ценами в метро во многом зависит от позиции главы Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова. Губернатор должен закладывать в областной бюджет деньги на компенсацию издержек, которые несет метрополитен на перевозку льготных категорий пассажиров, уверен Николай Рудьковский.

Фото: city.kharkov.ua