В канун российского Дня железнодорожника, отмечавшегося в соседней стране в начале августа, президент ОАО «Российские железные дороги» на совещании в Ростове-на-Дону обнародовал «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года». Она предполагает реализацию ряда инвестиционных проектов в Южном федеральном округе, одним из которых является строительство стратегических линий Ахтуба — Палласовка и Гартмашевка — Чертково.

Для непосвященных объясню, что первый из названных участков находится на магистральной линии Астрахань — Саратов, второй на линии Москва — Воронеж — Ростов, и на обоих отрезках прямое железнодорожное сообщение, причем с очень интенсивным движением поездов, существует еще с царских времен. Но ныне существующий участок Верхний Баскунчак — Палласовка четыре раза пересекает границу соседнего Казахстана.
Правда, большинство пассажирских поездов преодолевают территорию соседней страны без остановки, а, значит, и без проведения пограничного и таможенного контроля. Именно поэтому автор этих строк в прошлом году смог с внутренним украинским паспортом в кармане беспрепятственно проехать в поезде из Астрахани в Саратов (ведь для въезда наших сограждан в Казахстан нужен загранпаспорт). 

А участок Гартмашевка (Воронежская область) — Чертково (Ростовская область) протяженностью 37 километров почти полностью проходит по территории Луганской области Украины. Расположенная на нем украинская станция Зориновка, никак не связанная с сетью стальных магистралей нашего государства, относится к российской Юго-Восточной железной дороге, как, собственно, и весь украинский отрезок этой линии. 

Поезда, следующие из Москвы, северных и восточных регионов России на Кавказ и обратно, проходят от Кантемировки Воронежской области до Чертково (или наоборот) без остановки, так что российские и иностранные пассажиры этих составов могут спокойно полюбоваться луганской степью из окна вагона, успешно избежав встречи с украинскими пограничниками и необходимости оформления транзитных украинских виз для граждан тех государств, на которых распространяется визовый порядок въезда в нашу страну. 

Тем не менее в правительстве России рассудили здраво: сегодня взаимоотношения страны с обоими соседями нормальные, но какой поворот может возникнуть в будущем, далеком или не очень, никто предугадать не может. И если вдруг возьмет Казахстан или Украина да ужесточит по каким-то причинам пограничный режим с Россией (не дай Бог, конечно, но всякое бывает), то внутреннее железнодорожное сообщение и для ее граждан, и для грузоотправителей с грузополучателями окажется нарушенным. А любая страна, которая заботится о своей безопасности, такого допустить не имеет права. Вот и приходится вкладывать средства и строить дублирующие участки железной дороги, которые государственную границу пересекать не будут. 

Увы, украинские власти таким здравым подходом к обеспечению безопасности собственного государства пока похвастаться не могут. Еще свежа в памяти прошлогодняя история с блокированием Молдовой транспортного сообщения через мятежное Приднестровье, из-за чего полностью оказался отрезанным от мира украинский порт Рени, что в Одесской области. Ведь грузы в этот дунайский порт поступают преимущественно по железной дороге, а она в Рени проходит только через территории Молдовы или Румынии. Когда на границе Украины и Приднестровья скопилось огромное количество вагонов с грузами, следовавших в Рени, министры транспорта Украины и Молдовы в срочном порядке провели ряд встреч, подписав соглашение. Оно, в частности, предусматривало восстановление железной дорогой Молдовы приграничного участка линии Березино (Одесская область) — Бессарабская (Молдова), разобранного в середине 90-х годов, и строительство на территории Украины участка железной дороги Измаил — Рени, который соединил бы дунайский порт с «остальной» Украиной исключительно по территории нашей страны. Разработав проект этого строительства, правительство приняло по данному вопросу соответствующее постановление. Но прошло короткое время, и тот же Кабмин… отменил свое же постановление, признав строительство железной дороги Измаил — Рени экономически нецелесообразным. 

А ведь целесообразность в этом строительстве прежде всего как раз политическая. Эта линия нужна в первую очередь для того, чтобы украинский порт Рени мог постоянно работать и иметь транспортную связь со своей страной вне всякой зависимости от политических кризисов, которые то и дело возникают в соседней Молдове в отношениях властей центра и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. 

Не секрет, что с распадом Союза и образованием внутри его пространства многочисленных новых государственных границ нарушилась и прежняя единая транспортная сеть. Рельсы и шпалы-то так и остались на месте, но многие привычные прежде маршруты стали совершенно неудобны для наших сограждан. Особенно — в тех случаях, когда из одного украинского города в другой нужно добираться через территорию соседних стран. Именно по этой причине в последние годы «Укрзалізниця» пустила в обход Молдовы пассажирские поезда Черновцы — Киев и Одесса — Ивано-Франковск, хотя маршруты обоих от этого стали длиннее. Но ведь уже больше десяти лет на страницах прессы то и дело идет разговор о том, чтобы расположенные в Черновицкой области станции Ларга и Новоселица соединить между собой железной дорогой по украинской территории — через город Хотин. Ведь негоже жителям Ларги или Сокирян добираться до своего же областного центра через соседнюю Молдову, беря с собой в дорогу загранпаспорт! 

Но разговоры эти возникают в основном перед очередными выборами, да так и заканчиваются ничем. А взять, к примеру, наш регион. До середины 90-х годов из Купянска в Старобельск, что на соседней Луганщине, ежедневно ходил пригородный поезд, но он проходил 19 километров по территории российской Белгородщины. По этой причине поезд пришлось отменить: пассажиры не хотели по два раза с каждой стороны границы проходить процедуру контроля. Сегодня добраться из нашего города, как и из Купянска, в Старобельск можно только автобусом, что обходится заметно дороже. А в дни праздников нередко и в автобус не сядешь — мест не хватает. 

А почему бы не построить небольшой участок железной дороги, соединив им, к примеру, какую-то из наших станций — Двуречная или Тополи — с одной из расположенных на линии Валуйки — Старобельск станций на территории Луганщины, чтобы эта линия шла по территории Украины? 

Безусловно, этот проект потребует государственной поддержки — ведь необходимо провести отчуждение земли под данное строительство и выделить под него необходимые инвестиции. Но ведь его реализация позволила бы обеспечить как удобства рядовым нашим гражданам, так и безопасность государства. Ту самую, о которой заботятся в соседней
России.