Вчера Харьков посетил первый министр МЧС Украины, а ныне — заместитель министра по вопросам чрезвычайных ситуаций Валерий Кальченко. Цель визита — подготовка к эксперименту по внедрению телефона единой службы спасения «112».

Данный проект возник в начале этого года из концепции, принятой премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. С мая подготовка к созданию новой службы велась в дискуссионном режиме, а на сегодняшний день уже частично готова нормативная база. Как рассказывает Валерий Кальченко, служба «112» нужна была стране и раньше, просто до этого «не доходили руки». Как вспоминает гость, когда он только стал министром, произошла страшнейшая трагедия — взрыв жилого дома из-за утечки бытового газа. Если бы тогда, в девяносто шестом, была «Единая служба спасения», оказать помощь потерпевшим можно было бы намного оперативнее — ведь диспетчер смог бы вызвать к месту чрезвычайного происшествия и спасателей, и огнеборцев, и газовщиков, и электриков. А у нас получается порой, что приехавшие на тушение огня пожарные ждут электриков, чтобы те отключили здание от напряжения, затем — газовщиков… Теряется время, люди не получают своевременной помощи.
Единые спасательные службы существуют сейчас практически во всех развитых странах. В США этот телефон знают все — «911», в Европе — другой номер: «112». Об этих службах снимают фильмы, каждый гражданин знает: что бы ни случилось, он может набрать три заветные цифры и получить помощь. В Украине, к сожалению, такого номера пока нет, и гражданам, попавшим в экстремальную ситуацию, приходится оперировать десятками различных телефонов, многие из которых шести– и даже семизначны. А порой и специалистам не сразу удается узнать, по какому телефону звонить. Спасатели, например, рассказали, что однажды столкнулись с такой проблемой: оборвался провод высоковольтной линии электропередач, а диспетчер городской электросети сказал, что линия этой организации не принадлежит. Почти полчаса работники МЧС обзванивали различные инстанции, прежде чем смогли выяснить, кто «хозяин» смертельно опасного провода и какая аварийная службы должна устранять неисправность.
Но не только в этом преимущество создаваемой службы. Диспетчеры «112» будут не только информационно координировать работу различных ведомств и организаций экстренного вызова, но и проверять качество их работы, контролировать, адекватной ли была реакция на вызов, вовремя ли прибыли работники, оказали ли необходимую помощь. А еще они будут осуществлять важную функцию — координировать действия служб, помогать в организации ликвидации последствий масштабных аварий и катастроф. Как рассказывает Валерий Кальченко, в Харькове в рамках эксперимента будет организован передвижной пункт дистанционного управления ликвидацией аварий и катастроф, снабженный всем необходимым компьютерным оборудованием и связью. По словам чиновника, присутствие министра на месте аварии — это неправильная практика. Руководство МЧС должно при экстремальных ситуациях собираться в специально оборудованном зале вместе с членами экстренного штаба, экспертами и специалистами, получать видеокартинку происшествия, иметь возможность компьютерного моделирования ситуации, консультаций со всеми необходимыми специалистами. Так что речь идет не только о введении нового номера телефона, уверяет замминистра.
Реализация технической стороны проекта начнется уже в ноябре. Как говорит Валерий Михайлович, Харьков выбран для эксперимента не только потому, что был первой столицей страны: дело в том, что наши связисты первыми в державе оказались готовы к техническому осуществлению данной идеи. Общая стоимость проекта — около 400 тысяч гривен. Собственно говоря, почти все необходимое оборудование уже есть, а некоторые приборы будут завезены в город в ближайшее время. Вскоре начнется и подготовка диспетчеров будущей службы спасения (их будет 75). Сначала эксперимент охватит Харьков, затем планируется организовать подобные службы спасения в каждом райцентре области, а позже — распространить опыт на всю страну. «112» в масштабах Украины обойдется в 83 миллиона гривен.
Спасатели уверены, что эти деньги пойдут на действительно необходимое дело, которое позволит значительно повысить эффективность работы по спасению и защите наших сограждан службами экстренного вызова. Важная деталь — на «112» можно будет легко дозвониться с любого телефона: мобильного, стационарного или даже спутникового. Это очень важно, поскольку сейчас существуют определенные трудности при вызове некоторых служб с сотовых телефонов. Валерий Кальченко заверяет, что харьковчане от эксперимента только выиграют. Собственно говоря, теперь у экспериментаторов вся надежда — на наших сограждан: будут ли они звонить по данному телефону, попав в беду, смогут ли запомнить его так же хорошо, как «01», «02» и «03». Кстати, с введением «112» старые номера ликвидированы не будут, хотя замминистра уверен, что в конкурентной борьбе они наверняка «Службе спасения» проиграют. Пока точной даты введения нового номера назвать не может никто — еще приняты не все законы и постановления, еще не набран соответствующий персонал. Ясно одно — новая служба появится довольно скоро, так как ее создание находится на повестке дня Кабинета министров Украины.