В рамках проекта «Экспонат месяца» Харьковский художественный музей презентует жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В июле музей представляет полотно Петра Левченко «За роялем. Вдохновение».

Петр Алексеевич Левченко родился в Харькове, в зажиточной купеческой семье, рассказывают в музее. Рисованию учился у художника и педагога Дмитрия Безперчего в Харьковской городской гимназии, позже -- в студии Егора Шрейдера.

В 1878 году Петр становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. Профессора заведения – известные художники Павел Чистяков и Владимир Орловский ценили способности Левченко, но он, не закончив учебу из-за финансовых трудностей,  в 1883 году должен был покинуть Академию художеств.

Художник поселился в родном городе, преподавал в Харьковской городской школе рисования и живописи. Он был одним из основателей и постоянным членом Харьковского общества любителей искусства, экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1895 году Левченко посетил Париж, где познакомился с искусством импрессионистов. Их пленерные практики и световые эффекты в значительной степени повлияли на дальнейшее творчество мастера.

Влюбленный в украинскую природу художник становится одним из создателей лирического национального пейзажа. Кривые улочки, окрестности небольших городов, задворки, сельская глушь, покосившиеся дома под соломой, осенняя слякоть – основные сюжеты картин художника. Обращаясь к таким простым мотивам, мастер умело передавал их своеобразную прелесть. При жизни творчество не принесло Левченко ни славы, ни богатства. Он умер в бедности, непризнанный и забытый. Только после его смерти -- в 1919 году -- была организована первая персональная выставка, которая представила 758 полотен автора, раскрывших отзывчивую и тонкую натуру художника-поэта.

Наряду с пейзажами Левченко написал немало интерьеров, свидетельствующих о большом мастерстве автора в этом своеобразном жанре. Любимые сюжеты таких картин – рабочая комната художника или сапожника, уголок дома с письменным столом и роялем, небольшая кухонька и т. д. В них поэтический анализ предметного мира – камертон настроений людей при их работе или отдыхе.

Истинной музой и верным другом для Левченко была его жена – талантливая певица киевской оперы Матильда Сытова. Художник познакомился с ней на одном из концертов. Трогательная теплота их взаимоотношений отразилась на лиричности многих произведений мастера. Он с удовольствием писал жену за работой, с книгой, за роялем.

В постоянной экспозиции художественного музея находится картина «За роялем. Вдохновение» – настоящая живописная поэма, которая считается одним из самых музыкальных произведений украинского изобразительного искусства.

Сам Петр Левченко одновременно с рисованием упорно изучал музыку, прекрасно владел игрой на скрипке и фортепиано, готовился к поступлению в консерваторию. Но тяжелая травма левой руки не позволила воплотить в жизнь заветную мечту. Вдохновение музыканта, который звуками передает бесконечность чувств, создает атмосферу приподнятости, чистоты и радости, Левченко понимал как никто другой. Представленная картина эмоционально насыщена. Автор языком живописи выражает целую гамму личных переживаний, пытаясь выявить сложность человеческой натуры, ее духовную утонченность.

На полотне изображена супруга художника Матильда в момент взволнованного исполнения фортепьянного произведения Шопена. Музыка любимого композитора часто звучала в доме семьи Левченко. Художник дает возможность зрителю почувствовать внутреннее состояние своей модели.

Темный силуэт женщины мягко выделяется на теплом фоне освещенной части стены. Ее голова мечтательно склонилась. Руки плавно касаются клавиш. В сумерках тают очертания предметов. Пространство дома наполняют чарующие звуки ноктюрна. Собранные в центре композиции экспрессивные волны света расходятся и гаснут по краям, создавая ощущение воздушной среды. Сложные живописные градации колорита передают элегическую тональность музыкального произведения. Мягкая пластика в изображении фигуры пианистки, объемов и предметов интерьера вызывает в целом чувство покоя и домашнего уюта.

Мастер писал эту картину с натуры. Сохраняя черты портретного сходства, Левченко поднял образ до уровня типичности, до поэзии, присущей выдающимся произведениям живописи.