Андрей Миронов родился 8 марта 1941 года в интеллигентной семье Марии Владимировны Мироновой и Александра Менакера 8 марта 1941 года. Жизненные дороги родителей Андрея - Марии Владимировны Мироновой и Александра Семеновича Менакера -пересеклись , когда оба уже были состоявшимися и семейными людьми.

Андрей Миронов с родителямиИх горячий и стремительный роман вспыхнул в Ростове-на-Дону, куда труппа Московского театра выехала на летние гастроли. Стремясь произвести на белокурую, голубоглазую и остроумную Машу Миронову самое выгодное впечатление, Алик заказал у лучшего портного моднейший костюм цвета увядшей розы, купил в Елисеевском магазине разных сортов сыра, ананасы, вино и упаковав все в корзину, прибыл в Ростов завоевывать сердце своей симпатии. Увидав присланные в номер подношения, подруга Мироновой многозначительно сказала: "Это тебе, Марья, даром не пройдет".

"Даром" гастрольный роман не прошел обоим. Осенью решительная Мария Владимировна сообщила мужу о том, что они должны расстаться. И тут же потребовала от Алика, отныне переименованного по ее воле в Сашу, известить о разводе свою жену. Надо сказать, в симпатичную Марию Миронову тогда влюбился знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, долго ухаживал за ней и предлагал ей руку и сердце. Но Миронова предпочла более молодого двадцатисемилетнего Менакера. Александру Менакеру же было тяжело и больно расставаться с первой женой балериной Ириной Владимировной Ласкари, с маленьким сыном Кириллом, с родным и прекрасным городом Ленинградом, где он родился и прошло его детство, юность. Однако Ирина все поняла и тихо отпустила его. Со старшим сыном Кириллом Ласкари, ныне известным питерским хореографом, Александр Семенович всю жизнь поддерживал очень теплые родственные отношения, и все сделал, чтобы его сыновья были дружными братьями. 

«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали

Итак, в конце сентября Миронова и Менакер расписались. И на протяжении 45 лет каждый год 20 сентября Менакер будет посылать телеграммы: "Дорогая Маша, поздравляю с нашим днем. Саша".

А через полтора года на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у тридцатилетней Марии Владимировны начались схватки прямо за кулисами. Так вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий артист родился на сцене. 

Андрей Миронов в 8 классеЕще с детства, будучи полненьким мальчиком Андрей проявлял ловкость и остроумие, за что получал огромное уважение в дворовых компаниях. Театральность, актерство, тяга к игре у Андрея были заложены с детства. Но заявление сына, сообщившего о своем желании поступать в театральный институт, у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она бы не пережила, если б ее любимый мальчик оказался посредственным артистом. Ей надо было или все, или ничего. И хоть "железная мадам" имела колоссальные связи и знала всю театральную Москву, хлопотать и звонить никому не стала. Поездив по заграницам и насмотревшись на тамошнюю жизнь, мать подумывала об инязе или МГИМО для сына, который прилично знал английский.

Летом Миронова и Менакер уехали на гастроли. А вернувшись осенью из поездки, Мария Владимировна встретила на улице педагога театрального училища имени Щукина, которая сказала ей: "Знаешь, Маша, а мы приняли очаровательного парня с твоей фамилией".

Именно от своей мамы Андрей унаследовал патологическую чистоплотность. Аккуратно разложенные по своим местам вещи, отсутствие даже намека на грязь, порядок доведенный до педантизма, был их фамильной чертой. 

Алла Сурикова раскрыла тайны своих кинолент

Училище Андрей окончил с красным дипломом и был зачислен в труппу Театра сатиры. Там работали прекрасные актеры старшего поколения: Лепко, Папанов, Пельтцер, а молодой и яркой звезды не было. Главный режиссер театра Валентин Николаевич Плучек сделал ставку на Миронова.

Летом юный дебютант отправился в Крым на съемки фильма "Три плюс два". И здесь его настигла, захватила и унесла первая, а потому умопомрачительная любовь! Андрей безумно влюбился в Наталью Фатееву, первую красавицу и уже известную актрису, которая была на семь лет старше его.

Фатеева только что развелась с Владимиром Басовым и осталась одна с трехлетним сыном. Черное море, бухта Парадиз, новосветское шампанское, свидания в шаляпинской пещере... Через четверть века они снова снимались почти в тех же местах, недалеко от Коктебеля, в картине "Человек с бульвара Капуцинов", последнем фильме Миронова.

Андрей Александрович уже в зрелом возрасте скажет: "Для меня первая любовь была драматична. В ней не было трагедий, но она была моей, именно моей маленькой драмой".

В середине шестидесятых у него начался еще один бурный роман - с молодой актрисой Театра сатиры Татьяной Егоровой (недавно она наделала много шума своей книгой "Андрей Миронов и я"). 

8 марта - вспоминаем Андрея Миронова

Эта женщина любила Андрея всю жизнь. Забеременев, она, вопреки всему, собиралась родить ребенка, но вмешалась Мария Владимировна и обстоятельства, которым молодая женщина не смогла противостоять. Дитя не появилось на свет.

По мнению "железной мадам", неизвестная начинающая актриса без родословной и связей не могла стать достойной парой ее сыну.

В конце шестидесятых - начале семидесятых Миронов снялся в фильмах "Бриллиантовая рука", "Достояние республики", "Берегись автомобиля", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Соломенная шляпка", сыграл главные роли в спектаклях "Доходное место", на котором даже дежурила конная милиция, "Баня", "Над пропастью во ржи", "Дон Жуан или любовь к геометрии", "Женитьба Фигаро". Эти работы принесли ему невиданную популярность, невероятный успех.

Андрей никогда не числился в "культовых" актерах, почитаемых узким кругом особенной публики. Его обожали все: от детей до стариков, от верхов до простонародья. Его лучистый, светящийся добротой талант люди чувствовали сердцем и платили ему безграничной любовью. "Поцелованный Богом", - сказал о нем Утесов. "Наше солнышко", ласково вторил Плучек.

В 1971 году в театре появилась новая молодая актриса Катя Градова, которую зрители помнят как радистку Кэт из "Семнадцати мгновений весны". И Андрей влюбился в нее с первого взгляда.

Когда он привел невесту в дом, Мария Владимировна даже не встала - ей в это время делали педикюр. "Здравствуйте, барышня! По какому поводу такое количество роз средь бела дня?" - приветствовала она будущую невестку

А потом дрожавшая от страха барышня услышала из соседней комнаты: "Что?!!" Но тридцатилетний гениальный ребенок сделал свой выбор, и мама с ним смирилась. Здесь вроде бы имелись все необходимые слагаемые: Катя была дочерью известного архитектора и актрисы, два года проработала в театре имени Маяковского и только что снялась в своей коронной роли.

В этом браке у Миронова родилась единственная дочь Маша.

Когда он женился Ларисе Голубкиной, у нее росла своя дочь. Лариса Ивановна рассталась со своим первым мужем, с которым не прожила и двух лет. В конце этого недолгого первого брака она родила дочку и тоже назвала ее Машей.

В последние годы Миронов тяготился образом вечного весельчака, героя-любовника, изо всех сил пытался поломать его. Он снялся в фильмах "Фантазии Фарятьева", "Сказка странствий", "Мой друг Иван Лапшин" и очень переживал, когда критика не принимала нового, серьезного Миронова. С самого начала работы в театре он пробовал себя в режиссуре и все больше и увереннее утверждался в этой профессии.

Он был талант божьей милостью, моцартовской чистоты и мощи. Умел растворяться в роли без остатка, возноситься в ней и увлекать с собой зрителя.

Когда шли "Горе от ума", "Фигаро", "Трехгрошевая опера", в эти дни скупались самые дорогие и роскошные букеты. Чтоб попасть "на Миронова", люди ночами на морозе стояли в очередях. Билетные спекулянты столицы знали ему цену как никто. Самые яростные и преданные поклонницы во всей Москве были мироновские...

Незадолго до смерти он купил автомобиль "БМВ", которым очень гордился и радовался ему, как ребенок. На новой машине он и отправился на свои последние гастроли в Прибалтику.

14 августа 1987 года в Рижском оперном театре играли любимый спектакль Андрея - "Фигаро". В конце второго действия, на словах, обращенных к графу: "Я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне" - он, пренебрегая логикой мизансцены, стал отступать к беседке и медленно опускаться. Граф - Ширвиндт подхватил его и услышал: "Шура, голова болит". Это были последние слова Андрея Миронова.

Дали занавес, кто-то крикнул: "Миронову плохо!" И зал, наблюдавший в щемящей тишине последнюю сцену, разразился овацией...

16 августа отключили аппарат искусственного дыхания. Ничего нельзя было сделать - разорвалась аневризма аорты в голове. Будто взрыв атомной бомбы... Он ушел в вечность в самом расцвете: недоиграв, недолюбив, "недокурив последней сигареты". Ушел, чтобы вернуться к нам светом далекой звезды, названной в его честь, и удивительно красивой Маша Миронова с сыном Андреемлегендой. Единственным и загадочным жанром, у которого нет автора, кроме высшей воли на небе и настоящей любви на земле.

У Маши Мироновой подрастает сын Андрюшка, очень похожий на деда. В Питере несколько лет работает театр, а в Москве ежегодно проходит фестиваль его имени. Телевидение наперебой показывает его картины, самые рейтинговые на радио - его песни, на раскладках на видном месте лежат компакты с его записями... 

Фильмография

1962 — А если это любовь? — Пётр
1962 — Мой младший брат — Юрка
1963 — Три плюс два — Роман Любешкин
1963 — Два воскресенья
1965 — Год как жизнь — Фридрих Энгельс
1966 — Берегись автомобиля — Дима Семицветов
1967 — Таинственная стена — сержант Карпухин
1968 — Любить
1968 — Урок литературы — Феликс
1968 — Бриллиантовая рука — Геша Козодоев
1969 — Кабачок «13 стульев» — Ведущий
1970 — Семейное счастье — Сигаев
1970 — Две улыбки — Молодой дедушка
1971 — Тень — Цезарь Борджиа
1971 — Старики-разбойники — Проскудин
1971 — Достояние республики — Маркиз
1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше — Рулле
1971 — Держись за облака
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — Васильев
1974 — Соломенная шляпка — Фадинар
1974 — Лев Гурыч Синичкин — Налимов
1974 — Безумный день, или Женитьба Фигаро — Фигаро
1974 — Старые стены
1975 — Шаг навстречу — Зубной врач
1975 — Рикки-Тикки-Тави
1975 — Месть кота Леопольда - Леопольд
1975 — Повторная свадьба — Илья
1975 — Маленькие комедии большого дома — Муж
1976 — Небесные ласточки — Селестен
1976 — Голубой щенок — Чёрный Кот
1976 — Двенадцать стульев — Остап Бендер
1978 — Особых примет нет — Глазов
1978 — Обыкновенное чудо — Министр-администратор
1979 — Трое в лодке, не считая собаки — Джи
1979 — Фантазии Фарятьева — Фарятьев
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Текст от автора
1980 — Назначение — Лямин
1980 — Крах операции «Террор»
1981 — Будьте моим мужем — Виктор
1982 — Сказка странствий — Орландо
1983 — Где-то в губернском саду
1983 — Я возвращаю Ваш портрет
1984 — Макар-следопыт
1984 — Блондинка за углом — Николай
1984 — Мой друг Иван Лапшин — журналист Ханин
1985 — Победа — Чарльз Брайт
1985 — Ма с Шерлоком Холмсом — Дог
1987 — Следопыт — Санглие
1987 — Человек с бульвара Капуцинов — мистер Фёст

Роли в театре


Год

Спектакль

Роль

1962 «24 часа в сутки» О. Стукалова Гарик
1963 «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера Сильвестр
1963 «Клоп» В. Маяковского Милиционер, Присыпкин
1963 «Дамоклов меч» Назыма Хикмета Толстый
1963 «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса, М. Червинского Муха
1964 «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского Тушканчик
1965 «Над пропастью во ржи» Дж.-Д. Сэлинджера Холден
1966 «Тёркин на том свете» А. Твардовского эпизоды
1966 «Дон Жуан или любовь к геометрии» М. Фриша Дон Жуан
1967 «Интервенция» Л. Славина Селестен, Жюльен Папа
1967 «Доходное место» А. Островского Жадов
1967 «Баня» В. Маяковского Велосипедкин
1969 «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше Фигаро
1970 «У времени в плену» А. Штейна Всеволод Вишневский
1972 «Ревизор» Н. В. Гоголя Хлестаков
1972 «Таблетку под язык» А. Макаёнка Иван Швед
1973 «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина Муж
1974 «Клоп» В. Маяковского Баян
1975 «Ремонт» М. Рощина Паша-интеллигент
1976 «Горе от ума» А.С. Грибоедова Чацкий
1979 «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана Леня Шиндин
1979 «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского Дон Жуан
1980 «Трехгрошовая опера» Б. Брехта Мекхит
1981 «Бешеные деньги» А. Островского Васильков
1984 «Вишнёвый сад» А. Чехова Лопахин
1984 «Прощай конферансье» Г. Горина Буркини
1985 «Бремя решения» Ф. Бурлацкого Джон Кеннеди
1987 «Тени» М. Салтыкова-Щедрина Клаверов

При подготовке материала использовались источники: rustrana.ru, ru.wikipedia.org, amironov.ru