29 июля 2005 года вступил в силу Приказ ГНАУ от 30.06.2005 года № 244, которым внесены изменения в форму налоговой накладной и утверждена форма Реестра полученных и выданных налоговых накладных. На самые актуальные вопросы, связанные с этими изменениями, отвечает ГНИ во Фрунзенском районе.

Что же нового внес в действующее законодательство Порядок № 244?
1. Теперь необходимо налоговую накладную и приложения к ней заполнять по новой, несколько измененной форме.
2. При заполнении налоговой накладной и приложений к ней учитывать то, что порядок заполнения их отдельных реквизитов изменился.
3. Полученные и выданные налоговые накладные регистрировать не в книгах учета приобретения и продажи товаров, а в Реестре полученных и выданных налоговых накладных.

Особенности ведения Реестра
По выбору плательщика Реестр можно вести в документальной или в электронной форме и хранить в течение 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока представления декларации за тот период, когда ведение Реестра закончилось. В Порядке № 244 не предусмотрено прошнуровывание, пронумеровывание и скрепление Реестра печатью и подписью ответственных лиц.
Отметим также, что без дополнительных расчетов на основании итоговых данных Реестра (по графам) заполнить налоговую декларацию по НДС не удастся, потому что далеко не все предусмотренные Декларацией строки выделены в Реестре. Например, это касается товаров, приобретенных без НДС (строки 11, 11.1, 11.2, 15 декларации) и др.

Особенности заполнения налоговых накладных
Изменения, внесенные в форму налоговой накладной и приложения к ней, незначительны. Слова «продажа» и «поставка» заменены словом «поставка», а слова «работы, услуги» — словом «услуги». Более существенные изменения касаются Порядка № 165.

При поставке товаров неплательщику НДС
В этом случае в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «номер свидетельства о регистрации плательщика НДС (покупателя)» делается отметка «Х». В оригинале налоговой накладной делается соответствующая пометка, например «Поставка неплательщику налога», «Натуральная выплата в счет оплаты труда физическим лицам», «Экспортные поставки». Пометку целесообразно делать в правом верхнем углу налоговой накладной.

В случае передачи товаров (работ, услуг) в пределах баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которое не включаются в валовые расходы производства (обращения) и не подлежат амортизации
— делается отметка в оригинале налоговой накладной «передача в пределах баланса для непроизводственного использования».
В случае использования товаров (услуг), по которым суммы НДС ранее были включены в налоговый кредит, в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения
— делается отметка «Поставка для операций, не являющихся объектом обложения НДС (освобожденных от обложения НДС)».
В случае ликвидации основных производственных или непроизводственных фондов по самостоятельному решению плательщика налога
— делается отметка «ликвидация фондов по самостоятельному решению плательщика НДС».

Когда налоговую накладную выписывают по ежедневным итогам операций?
1. Когда осуществляется поставка товаров (услуг) за наличность конечному потребителю (который не является плательщиком налога).
2. Когда осуществляются операции, предусмотренные в пп. 7.2.6 ст. 7 Закона об НДС.
Правда, в случае, если по требованию покупателя налоговая накладная по приведенным операциям была все-таки предоставлена, ее данные не включаются в налоговую накладную, выписанную по ежедневным итогам.

Дополнения в порядок № 165
Пункт 9 Порядка № 165 дополнен следующей нормой: на операцию поставки товаров (услуг), к которой одновременно применяется как нулевая ставка, так и ставка 20 процентов (или вознаграждение облагается налогом по полной ставке), составляется одна налоговая накладная, в которой заполняются соответствующие графы (7 и 8 или 9).