Все годы независимости мы лишь искали направление движения, но так пока и не нашли. В результате общество развивается хаотично, а отсюда и негативные последствия практически во всех сферах жизнедеятельности. Представители правительства обсудили с научными кругами Харькова, как все-таки найти рецепт выхода из кризиса. Речь шла прежде всего о возрождении науки и образования.

В четверг прошло совещание представителей научных учреждений и высших учебных заведений г. Харькова. Оно проходило в помещении ученого совета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина и было приурочено к визиту в Харьковскую область премьер-министра Украины Виктора Януковича. 

Председательствовал советник премьер-министра Украины, председатель Северо-Восточного научного центра академик Владимир Семиноженко. Облгосадминистрацию на этом совещании представляла замначальника главного управления образования и науки Людмила Белова, Министерство образования и науки — директор департамента научно-технологического развития Виктор Свиженко. 

Недаром это совещание называли знаковым. Открывая его, Владимир Семиноженко отметил, что проблемы, стоящие перед системой образования и науки, можно условно разбить на две группы. Одни — долгосрочные, и с ними предстоит справиться только в процессе системного реформирования отрасли, другие могут и должны решаться оперативно на текущих заседаниях правительства. Задачей нынешнего совещания в Харькове и было очертить круг вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время.
На совещании прозвучала информация о том, что впервые за всю историю Украины в составе правительства создан комитет по реформе. Это орган со специальным статусом, по образцу тех, которые появлялись во всех европейских государствах, когда перед ними возникала необходимость существенного реформирования экономики и социальных отношений. Единственной и главной задачей такого органа было собрать мнение экспертного сообщества, выработать стратегию реформ и потом стать главным центром по тестированию всех проектов законодательных актов на предмет того, соответствуют ли они принятой стратегии реформ. 

Вопрос необходимости проведения реформ много раз обсуждался в Кабмине. И в конце концов пришли к выводу, что основной проблемой хаотичности развития украинского общества было отсутствие стратегемы. Мы все время искали, кто мы, куда мы движемся, как мы должны это делать. Наконец стало совершенно очевидно: если мы не создадим специального органа, который будет отвечать за суть и контроль над реализацией реформ, мы никуда дальше не сдвинемся, рассказывали участники процесса создания комитета.
Этот шаг был сделан в марте, а в апреле начался большой политический кризис. Тем не менее работа в этом направлении не прекращалась ни на минуту. В комитете созданы 22 рабочих группы. Они начинают функционировать поэтапно: сейчас действуют 7, в сентябре стартуют еще 7, и 8 приступят к активным действиям в ноябре.
Одна из этих групп, стартующих в третьем этапе, будет курировать реформы в системе науки и образования. Сейчас, независимо от того, какие экспертные сообщества будут привлечены к сотрудничеству с комитетом по реформам, крайне важно поднять качественную дискуссию в среде экспертов, в частности, в сфере науки и образования, чтобы выйти на правильные решения. 

Но уже сейчас совершенно очевидно: мы столкнулись с вызовом неконкурентоспособности украинской науки и образования. И это при том, что у нас есть колоссальный потенциал, база, история, кадры, но мы не можем сказать, как нам вернуть былые позиции, чтобы встать в ряды первых в тех или иных направлениях. Для начала важно определить приоритеты, чтобы не хвататься за все сразу. Предполагается определить несколько направлений, где можно сравнительно быстро выйти на передовые позиции. Это нужно сделать на протяжении ближайших двух лет, в противном случае мы вообще можем быть навсегда отброшены на обочину научного и образовательного процессов. 

Многие участники совещания отмечали, что, к огромному сожалению, внезапные выборы вносят в начавшийся процесс элементы торможения, нервозности и популизма. Но, как заверили представители правительства, было принято решение ни на минуту не останавливать эту работу, и она продолжается. 

Впервые за 16 лет Кабмину удалось привлечь к ней высококвалифицированных экспертов и консультантов, участвовавших в разработке реформ для Ирландии, Исландии, Новой Зеландии, Турции. И они действительно могут рассказывать не о том, что нам делать, чтобы выгодно было другим государствам работать на украинской территории, а как нам состоятельно выдвинуться на передовые рубежи. 

Общий запрос всего интеллектуального сообщества Украины, который на протяжении многих лет не получал ответа, на сегодняшний день институционализировался: есть комитет, он создан осознанно, вне выборов и популистской риторики, и это та группа мозгового штурма, которая должна продвинуть страну как можно дальше, уверяют инициаторы процесса. 

Участники совещания обозначили ряд проблем, тормозящих в Украине развитие научно-технологической сферы. В частности, они отнесли к их числу отсутствие национальной стратегии по созданию экономики знаний, государственной координации научно-технологической и инновационной сфер, непропорционально низкий уровень финансирования науки и образования на фоне распыления средств между главными распорядителями, а также фактическое разрушение госсистемы подготовки технических кадров среднего звена. 

Участники совещания направили рекомендации правительству в части принятия неотложных мер, среди которых прежде всего — срочная отмена существующей системы тендерных процедур для научных учреждений и высших учебных заведений. Особый акцент поставлен на необходимости увеличения бюджетного финансирования, начиная с будущего года, и срочном пересмотре системы оплаты труда инженерно-технических работников научных учреждений и вузов. 

Такие совещания в ближайшее время будут проведены во всех научно-образовательных центрах страны. Их рекомендации обобщат, систематизируют и представят на рассмотрение правительства для оперативного принятия решений.