Для субъектов предпринимательской деятельности сферы торговли, общественного питания и услуг законодательно установлен порядок проведения расчетных операций. Подразделения оперативного контроля налоговой службы проверяют по этому вопросу субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 № 509, органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленном законами Украины, имеют право осуществлять контроль соблюдения порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги); контролировать наличие свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, торговых патентов.
Пунктом 1 статьи 11 Закона определены права органов налоговой службы относительно осуществления документальных невыездных проверок, а также плановых и внеплановых выездных проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства.
Следовательно, документальные невыездные, плановые и внеплановые выездные проверки деятельности субъектов предпринимательской деятельности касаются своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).
Законы Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и «О государственной регуляции производства и обращения этилового, коньячного и плодового спирта, алкогольных напитков и табачных изделий» не связаны с начислением и уплатой налогов, сборов (обязательных платежей). Таким образом, понятие внеплановых выездных проверок не распространяется на проверки по соблюдению требований этих законов.
Подразделениями оперативного контроля органов государственной налоговой службы Харьковской области за 7 месяцев этого года проведено 2904 проверки. Почти во всех случаях (99,6%) выявлены нарушения. По результатам проведенных проверок применены штрафные санкции на общую сумму около 6,0 млн. грн.
Основным нарушением является то, что расчетные операции не проводятся через кассовые аппараты. Особое внимание налоговики уделяют также проверкам субъектов предпринимательской деятельности, которые проводят безналичные расчеты, то есть по платежным карточкам, чекам, жетонам и т. д.
Так, во время проверки одного из предприятий общественного питания налоговики установили, что расчеты за услуги осуществлялись в безналичной форме с использованием платежных карточек через банковский пост-терминал. При этом суммы расчетов не проводились через кассовый аппарат. Сумма услуг, предоставленных таким способом, составила почти 82,0 тыс. грн. По результатам проверки к предприятию применены финансовые санкции в пятикратном размере стоимости проданных товаров — на сумму 406,0 тыс. грн.
В таких сферах деятельности, как игорный и туристический бизнес, торговля горючим на АЗС, имеется наибольший риск уклонения от налогообложения. Именно их налоговая держит под особенным контролем.
Так, во время проверки одной из АЗС зафиксировано нарушение, а именно: непроведение расчетной операции на сумму 66 грн. при покупке бензина через кассовый аппарат. Кроме того, не обеспечено соответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов в сумме средств, которая зафиксирована в дневном отчете кассового аппарата в сумме 2,8 тыс. грн. Финансовые санкции за эти нарушения составили 14,5 тыс. грн.
Без применения регистратора расчетных операций предоставляло свои услуги одно из туристических агентств, действующих в г. Харькове. К нему применена финансовая санкция на сумму 12,05 тыс. грн.
Для отдельных видов хозяйственной деятельности законодательством установлен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), в случае превышения которого применение регистраторов расчетных операций является обязательным.
Однако некоторые субъекты предпринимательской деятельности нарушают эту норму законодательства, поэтому платят крупные штрафы, например более 500 тыс. грн.
Следует также отметить, что налоговые органы не в состоянии контролировать все без исключения предприятия торговли и общественного питания на предмет предоставления ими своим клиентам кассового чека или расчетной квитанции. Такой контроль должен осуществлять прежде всего сам потребитель. Ведь, имея такие документы — чеки или квитанции, потребитель защищает себя от получения недоброкачественного товара или услуги, это с одной стороны. С другой — требуя у продавца кассовый чек или квитанцию, потребитель выполняет свой общественный долг. В случае проведения субъектом предпринимательской деятельности всех расчетных операций через кассовый аппарат платятся налоги, из которых формируется социальная часть бюджета. Поэтому получение расчетного документа должно стать обязанностью каждого гражданина.