Недавно делегация Госдепартамента исполнения наказаний Украины во главе с ее руководителем побывала в Швеции в рамках сотрудничества с Администрацией тюрем и пробации (присмотра) этой скандинавской страны. В свою очередь, Харьков в очередной раз посетили шведские пенитенциарии, которые специализируются на альтернативных видах наказания, не связанных с лишением свободы.

Почти половина работников пенитенциарной системы Швеции (43%) — женщины. Поэтому не удивительно, что проводить в Украине тренинги и обмениваться опытом в Харьков прибыли именно представительницы прекрасного пола —
г-жа Кристин Хеберт-Эк, региональный руководитель системы, и г-жа Моника Хеллберг, заместитель руководителя службы пробации. Визит жительниц города Норчепинг осуществлен в рамках международного сотрудничества между Госдепартаментом Украины по делам исполнения наказаний и администрацией тюрем и пробации Швеции.
В Украине шведские пенитенциарии в основном делятся опытом в сфере альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Как выяснилось, скандинавы, как и жители других цивилизованных стран Европы, больше отдают предпочтение альтернативным видам наказания, не связанным с отправкой злоумышленников за высокий забор с колючей проволокой. Основной термин — пробация, или присмотр. В отличие от украинской судебной системы, в Швеции тюремными приговорами стараются не злоупотреблять. Кстати, в этой скандинавской стране срок тюремного заключения колеблется от 14 дней до пожизненного.
Несмотря на то, что число «альтернативщиков» всей скандинавской страны примерно равно числу харьковских заключенных всех режимов, Служба пробации Швеции работает несколько по-другому. Например, офицерам запрещено встречаться с осужденными в служебных кабинетах, даже посещать своих клиентов по месту жительства работники пробации обязаны группами не менее двух человек. Введена и пробация по контракту, когда осужденному вместо заключения суд назначает специальное лечение (от наркомании, алкоголизма, психических расстройств); с планом знакомят осужденного, и он сам решает, согласен на такое или нет.
Существует и такой интересный способ присмотра (применяется с 1994 года), как домашняя пробация (или домашние арест, изоляция, заключение). При отбытии такого наказания от человека требуется оставаться дома на протяжении определенного периода, скажем, два-три месяца. Преимущества домашнего ареста заключаются в том, что он практически сводит к нулю совершение преступлений во время пробации и в то же время позволяет осужденному продолжать учебу, работать, поддерживать семейные отношения. А главное — платить налоги государству.
В случае, если преступник не возражает, используется электронный мониторинг. Его смысл состоит в том, что осужденный к небольшому сроку заключения обязан постоянно носить электронный браслет на запястье или щиколотке. На компьютер через телефонную сеть поступает сигнал, и сотрудник пенитенциарной службы знает, что осужденный не покинул дозволенную для перемещения зону. И наоборот — если сигнал пропадет, становится известно, что осужденный нарушил предписание. Как утверждает Кристин Хеберт-Эк, общественность Швеции относится к такому мониторингу положительно. С начала нынешнего года метод электронного мониторинга проходит испытания и в шведских колониях минимального уровня безопасности.
Что касается введения подобного электронного слежения на территории Украины, то такой вопрос пока не собираются ставить на законодательном уровне. Но представители нашей системы исполнения наказаний считают, что эксперимент с электронным мониторингом вполне возможен, так как при его осуществлении особых технических трудностей не предвидится.
По результатам посещения шведскими пенитенциариями учреждений Харьковской области они заявили, что заметили существенные изменения с тех пор, как были здесь последний раз несколько лет назад. «Я вижу, что вы много работаете для того, чтобы происходили изменения, которых требуют евростандарты», — сказала г-жа Хеберт-Эк. А самое сильное впечатление оставили у шведок комнаты для длительных свиданий осужденных с родственниками. Как выяснилось, ничего подобного в администрации тюрем и пробации Швеции не существует.

Справка

За 6 месяцев 2005 г. в Харьковской области поставлено на учет 5568 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Снято с учета за тот же период 4210 человек.
Из общего количества людей, находящихся на учете в уголовно-исправительных инспекциях (14119 чел.) большинство (13429 чел.) — освобожденные от исполнения наказания с испытательным сроком. На порядок меньше тех, кто пребывает на учете инспекции по таким категориям:
осужденные к общественным работам — 52 чел.;
осужденные к исправительным работам — 196 чел.;
осужденные условно с испытательным сроком — 58 чел.;
осужденные с отсрочкой исполнения приговора — 11 чел.;
осужденные с лишением права занимать определенную должность
либо заниматься определенной деятельностью — 396 чел.
Нагрузка на каждого работника уголовно-исполнительной инспекции (по штату — 111 чел.) — 162 осужденных.