В последнее время уникальные археологические находки в наших краях стали настолько частыми, что вскоре могли бы уже перестать кого-либо удивлять. Однако с ростом количества таких находок возрастает и их значимость. А учитывая тот факт, что работы для археологов у нас — еще поля непаханые, вернее — города некопаные, то удивляться нам наверняка придется еще не раз.
Очередная находка, способная существенно изменить устоявшиеся взгляды на нашу историю, недавно сделана при раскопках Чугуева городища, расположенного в центральной части современного города Чугуева.Исследованиями, проведенными здесь ранее археологической экспедицией Художественно-мемориального музея И.Е. Репина, было установлено, что на территории современного райцентра Харьковской области в VIII-X веках нашей эры находился крупный город так называемой салтово-маяцкой культуры, представлявшей собой государственное образование аланов и булгар. Большинство сделанных здесь находок относилось к аланам — оседлым жителям лесостепи, выходцам из Северного Кавказа.
Раскопки нынешнего археологического сезона дают основание говорить о существовании в составе населения этого средневекового города еще одной этнической группы — тюркских кочевников, возможно, булгар.
Как сообщил корреспонденту «Вечерки» руководитель экспедиции, старший научный сотрудник музея Геннадий Свистун, археологи обнаружили типичное тюркское жилище — круглую стационарную юрту под глиняным куполом. Судя по обилию собранных в ней осколков богатой керамики — парадных амфор, пифосов, кувшинов, кухонной посуды, юрта принадлежала знатному и зажиточному тюрку. Возможно, это был представитель кагана, правителя Хазарского каганата — государства, в вассальной зависимости от которого находились аланы.
Среди найденных в юрте осколков керамики археологам попались фрагменты двух сосудов с нанесенной на них надписью — тюркской родовой тамгой на основе рунической письменности. Тамга, полностью сохранившаяся на осколке стенки парадного сосуда и частично — на внешней поверхности дна кухонного горшка, представляет собой рисунок в виде вертикальной линии, соединяющей расположенный вверху овал (или круг) с «полумесяцем» внизу (на снимке).
Геннадий Свистун рассказывает, что тамга — это печать рода, магический знак, в котором зашифрована некая информация о владельце этого знака, наносившегося в виде клейма на вещи или в виде тавра на скот. Собственные тамги имели все тюркские роды, а на северном Кавказе тамги отдельных аулов сохранялись вплоть до XIX века.
Найденная в Чугуеве тамга, датированная VIII-X вв., является руной древнетюркского алфавита, наиболее ранние сведения о существовании которого относятся к раннему средневековью. Это первая и пока единственная подобная находка в нашей стране. Да и в соседних странах, включающих территорию бывшего Хазарского каганата, древнетюркские руны встречаются нечасто. Среди городищ салтово-маяцкой культуры, где были сделаны находки рунических и тамгообразных знаков, ученые отмечают древний город-крепость Саркел, находившийся когда-то на левом берегу Дона, а сейчас — на дне Цимлянского водохранилища, Маяцкое городище на реке Тихая Сосна в Воронежской области и Хумаринское городище в Карачаево-Черкесии.
Примечательно, что эта находка является самым ранним памятником письменности на нашей территории и свидетельствует о высоком культурном уровне населявших эту территорию людей. В свете общепринятой периодизации истории человечества, согласно которой варварство отделяется от дикости изобретением гончарного ремесла, а цивилизация от варварства — появлением письменности, стоит ли продолжать именовать нашу землю в средневековье Диким Полем?