Первый звонок и безопасность в школах, готовность к учебному процессу и дальнейшие планы по созданию образовательного простора – об этом и многом другом рассказал заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Анатолий Бабичев в программе «Комментарии» на телеканале Р1.

Вместо школьной линейки — флешмоб


— Анатолий Валерьевич, как прошел праздник первого звонка в школах Харькова и области?

— Мы очень серьезно готовились к этому дню, ведь с 1 сентября в учреждениях общего среднего образования стартовала «Новая украинская школа». Непросто было всем – и учителям, и директорам, и руководителям районо и гороно, а также родителям и детям.

Очень много было проведено организационных, профилактических мероприятий, чтобы День знаний прошел спокойно, без негативных моментов. Команда ХОГА и лично председатель облгосадминистрации Юлия Светличная провели ряд совещаний, комиссионных проверок по подготовке к началу учебного года. Школы обследовали правоохранители, сотрудники ГСЧС, специалисты Госпродпотребслужбы — все проверяли состояние учреждений образования перед началом нового учебного года.

Поэтому я уверен — у нас все будет хорошо. Органы власти очень тщательно подошли к тому, чтобы доказать, что Харьковская область – по праву первая в Украине по качеству и доступности образования.

— Тем не менее 3 сентября перед началом праздничных мероприятий в 177-й школе Харькова нашли предмет, похожий на снаряд Второй мировой…

— Главное — нашли и обеспечили безопасность. И мне очень приятно, что все, в том числе и силовики, очень ответственно к этому отнеслись.

— Первый звонок прозвенел в школах Харьковщины в разные дни…

— Действительно, некоторые школы праздновали День знаний, как обычно, 1 сентября, другие — 3 сентября. Благодаря реформе децентрализации, в том числе – и в образовании, которую поддерживает ХОГА, – местные советы сами определялись, как и когда проводить этот праздник. Некоторые посчитали, что он должен состояться именно 1 сентября, а уже с 3-го числа начнется процесс обучения. В остальных школах праздник объединили с началом занятий.

Формы проведения праздника первого звонка тоже были разные – это и линейки, и флешмобы. В некоторых школах вообще отказались от официальной части и провели праздничные мероприятия непосредственно в классах.

—  Министр здравоохранения Ульяна Супрун рекомендовала от такой формы праздника, как школьные линейки, отказаться. Проведение линеек сегодня не обязательно? Громады сами решают, как отметить этот день?

— Верно. Единственное, что мы всем рекомендовали — так это сократить длительность мероприятия до 30-35 минут. Линеек, которые раньше проводились часами, на Харьковщине уже не существует.

Режим безопасности в школах усиливается


— Все школы успели завершить ремонтные работы? Ведь масштабы были весьма амбициозные. Между тем ремонт по санитарным нормам не может проводиться в период, когда школу посещает детвора. С учетом того, что при многих школах работали оздоровительные лагеря, весь июнь тоже нельзя было проводить такие работы. Все ли успели за два месяца?

— Более четырех миллионов гривен! В этом году на проведение капитального и текущего ремонта учреждений образования была использована беспрецедентная сумма. По факту более 200 школ получили средства на проведение капитального ремонта.

Да, мы на 100% готовы к началу учебного года. И затеянные масштабные ремонты были проведены. Но мы на этом не останавливаемся. Есть несколько серьезных пилотных проектов, которые предусматривают полную реконструкцию зданий учебных учреждений. Осенью мы тоже будем проводить определенные работы. Это будут внешние работы – создание нового образовательного простора согласно концепции «Новой украинской школы». Мы провели отдельные встречи и совещания с руководителями, родителями и решили: в некоторых случаях, если ремонтные работы будут мешать учебному процессу, будем переводить детей в другие помещения или проводить работы во время осенних каникул.

То есть желание есть, стимул есть и главное — благодаря децентрализации, инициированной президентом Украины, у громад есть финансы. Государственный бюджет серьезно помогает. Поэтому наведение порядка в образовательных учреждениях области мы будем продолжать еще и осенью.

— В начале оздоровительной кампании глава области Юлия Светличная озвучила требования ко всем ответственным лицам относительно обеспечения безопасности в местах детского отдыха. Речь шла и о пожарной безопасности, и о санитарных нормах. С началом учебного года эти вопросы по-прежнему волнуют родителей. Сегодня председатель ХОГА будет так же тщательно контролировать безопасность школьников?

— Однозначно. Это действительно было требование руководителя области Юлии Светличной. Нам удалось не допустить ни массовых отравлений детей в детских лагерях, ни пожаров, никаких других опасных моментов.

Такие же требования у нас и во время учебного процесса. Сентябрь стоит жаркий, дети  питаются в школе, поэтому главное требование сейчас – выполнение санитарного законодательства. И Госпродпотребслужба очень серьезно все эти вопросы контролирует и будет контролировать в дальнейшем.

— В конце прошлого учебного года говорилось о целесообразности принятия дополнительных мер безопасности в связи с распылением неизвестных веществ в школах. Трансформировались ли эти требования на начало нового учебного года?

— Мы усиливаем режим безопасности. И в очень многих школах Харькова и крупных населенных пунктах области на сегодняшний день уже установлено видеонаблюдение. Все входы и выходы из школ контролируются, чтобы туда не проник посторонний человек. Дежурные в школах зачастую уже в возрасте и отследить всех и вся им очень сложно. А если злоумышленники будут понимать, что ведется видеонаблюдение — желание проникнуть на территорию школы у них пропадет.

Главное в этом процессе – объединить усилия


— В этом году 27 тысяч первоклашек начали обучение новой методике. Новации уже успели опробовать в 12-й гимназии Харькова, которая в числе ста школ Украины - участников пилотного проекта — год жила по новым стандартам. Будет ли учтен опыт этой школы другими учебными учреждениями?

— Безусловно. Для того и проводился эксперимент. В каждой области были школы, которые проверили свои возможности, готовность учителей, а также детей – как они будут воспринимать тот или иной материал. Потом надо было сделать выводы, чтобы учесть опыт в работе школ, в которых новая методика стартует с этого учебного года.

Главное в этом процессе – объединить усилия учителей, детей и родителей. Когда есть понимание учебного процесса – есть результат. Когда есть креативность учителя в преподавании программы – есть и соответствующий результат. Школа должна стать более интересной, более коммуникационной, чтобы каждый ученик мог высказывать свои мысли. Школа должна стать более информативной, иметь доступ ко всем имеющимся на сегодняшний день информационным ресурсам. И я уверен, что мы это сделаем.

Конечно же, делать выводы о «Новой украинской школе» в целом на сегодняшний день невозможно. Скорее всего, результат мы увидим только через 12 лет, когда дети, которые пошли в этом году в первый класс, будут оканчивать школу.

— Директор 12-й гимназии Лидия Калмычкова, подводя итоги прошлого года, говорила, что наиболее сложным было изменить сознание не столько учителей и учеников, сколько родителей. Какие требования к родителям выдвигает «Новая украинская школа»?

— Мы должны быть партнерами. Школа сегодня не ставит задачу делать домашние работы.  Главное сегодня – научиться находить информацию, а не зубрить ее. И родители должны быть в этом партнерами, создавать информационно-коммуникативную среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и сможет высказывать свои мысли. Родителям не стоит дома заставлять детей дополнительно что-то учить, выполнять домашние задания, если школа не выдвигает таких требований.

В воспитании ребятишек во многих семьях помогают и бабушки, и дедушки, у которых сложился свой стереотип, чему и как должны учить в школе. Поэтому главное в этом аспекте – инфомационно-разъяснительная работа среди родителей об изменениях в школе, чтобы они услышали учителя, поняли, что нужно делать, а в чем нет необходимости.

Есть определенные проблемы и с психологией учителей. Если он 30 лет работал по старой программе, по старым планам – ему очень сложно перестроиться, перейти на иной способ изложения материала.

— От каждой области в пилотном проекте участвовали по четыре школы. Каким учебным заведениям повезло на Харьковщине?

— В Харькове это, как мы уже говорили, 12-я гимназия. Кроме того, школы в Богодуховском, Красноградском и Валковском районах.

— Возможно их индивидуальный и совместный опыт выявил какие-то недостатки. Где все это обсуждалось?

— На традиционном августовском педагогическом форуме, который в нынешнем году тоже состоялся по инициативе главы области. Длился он неделю. И на протяжении этого времени учителя и педагоги разных направлений работали в своих секциях и группах перед финальным пленарным заседанием. Специалисты начальной школы всех районов и городов области смогли обсудить насущные вопросы, принять участие в тренингах. Коммуникация в Харьковской области сегодня на самом высоком уровне. Мы проводим огромное количество вербинаров для разных звеньев образования.

100% субвенции будет использовано


— Недопонимание у родителей вызвала новая норма закона, согласно которой первоклашки должны идти в школу по месту регистрации. Некоторые мамы и папы планировали отдать ребенка в другую школу, даже в другой район. Как решили этот вопрос?

— Действительно, возникли некоторые недоразумения и сложности. Много было таких, кто хотел попасть в одну школу, а пришлось идти в другую. В каждой реформе есть свои минусы. Но я думаю, что в следующем году все будет по-другому. Считаю, что закон Украины об образовании постоянно будет трансформироваться . Да, такое положение в законе существует, но вносить некоторые предложения и коррективы никто не запрещает.

Хотя, в принципе, в большинстве случаев зачисление первоклассников прошло нормально. Да, есть в Харькове особо популярные школы, куда хотят попасть многие. Но, к сожалению, попадают лишь те, кто проживает по месту регистрации, все остальные — по конкурсу. И есть у нас сегодня школы, где в классах по 35 учеников – это огромная нагрузка…

— На сессии облсовета речь шла об использовании государственной субвенции на внедрение «Новой украинской школы». И говорилось, что не все выделенные средства были освоены. Почему? Они, в конце концов, будут возвращены в госбюджет или останутся в области и будут перенаправлены на какие-то другие проекты?

— Возможность такая есть, но я уверен, что 100% субвенции будет использовано.

Более 100 миллионов гривен было выделено на обновление и подготовку базы для первых классов «Новой украинской школы». Это и мебель, и компьютеры, и обучающие оборудование… Но, к сожалению, срок выделения субвенции пришелся на конец апреля. А тендерные процедуры, которые проводятся городами и районами области, не всегда проходят день в день. Соответственно, есть определенная задержка использования средств этой субвенции. Но бюджет расписан так, что некоторые суммы должны быть использованы в сентябре-октябре. Поэтому Харьковская область активно начала их использовать лишь с августа и примерно 40% средств на сегодняшний день действительно остались неосвоенными. Но это не означает, что они не нужны – эти средства нужны. Проводятся тендерные процедуры, будет закупка…

Даже смешно получается: производители не успевают собирать мебель. Такого в Украине никогда не было. Сегодня во всех областях столкнулись с тем, что деньги есть — а купить детскую и школьную мебель у официальных производителей, имеющих соответствующий сертификат, очень сложно. Предприятия буквально завалены заказами до января 2019 года. Заработала промышленность, в том числе и благодаря нашей реформе, однако, к сожалению, мы не успели к 1 сентября полностью обеспечить новым оборудованием и мебелью наши школы. Однако процесс продолжается. Главное — есть желание, есть подготовленные учителя. И в течение месяца-двух мы завершим этот процесс.

— А иностранные партнеры справились? Речь шла о том, что все первоклашки будут обеспечены конструкторами «Лего». Или мощности завода тоже не позволяют работать так быстро?

— Несть кирпичиков «Лего», с помощью которых можно многому научиться, получил каждый первоклассник. Конструктор-боксы также будут – мы их ждем. В течение двух месяцев каждая школа их получит на все первые классы.

— Анатолий Валерьевич, планировалось, что сеть опорных школ начнет работать с 1 сентября. Реализовались ли эти планы?

— Сначала их было две, потом – четыре… В прошлом году у нас работало 18 опорных школ, а учебный год 2018/19 годов мы начали с 44 опорными школами. Область очень активно работала над данным вопросом. Это тоже была позиция Юлии Светличной – по расширению сети опорных школ. Если есть опорная школа — есть хорошие подготовленные профессиональные педагоги-предметники, есть новое оборудование для всех предметов, есть новый образовательный процесс, есть новый школьный автобус, есть дороги. Если мы создаем школы — то в первую очередь начинаем со строительства дорог. Если все это есть – значит, есть безопасность и доступность образования, и главное – качество.