После серии масштабных аварий с участием пассажирского транспорта в Украине продолжаются проверки перевозчиков. Харьковщина — не исключение.

О результатах рейдов и мерах профилактики повышения уровня безопасности на автодорогах в программе «Комментарии» на телеканале Р1 рассказал начальник Управления «Укртрансбезопасности» в Харьковской области Евгений Шатохин.

— Евгений Анатольевич, 23 июля начаты проверки перевозчиков. Какие нарушения встречаются наиболее часто и удалось ли их устранить?

— На сегодняшний день мы работаем совместно с патрульной полицией. Одна из самых больших проблем — нелегальный перевозчик. Например, нами было установлено транспортное средство, водитель которого, кроме прав, не имел вообще ни одного разрешающего документа. И когда мы задали людям на остановке вопрос: «Доверите ли вы свою жизнь таким недобросовестным перевозчикам», —  ответ удивил и разочаровал: «Нам надо ехать…». Но ведь есть лицензированные перевозчики, которые обслуживают это направление и можно пользоваться их услугами.

Одно из самых распространенных нарушений — отсутствие необходимой документации. Допустим, транспортное средство должно храниться в гараже. Утром водитель проходит медицинский осмотр, автобус — технический. Водителю должны выдать всю техническую документацию — чтобы он мог перевозить пассажиров. Однако нам известны факты, когда водители ставят транспортные средства у себя под домом, а утром без заключения механика и медика садятся в автобус и приступают  к перевозке пассажиров.

В связи с трагическими событиями с общественным транспортом, которые произошли в Украине, все территориальные управления «Укртрансбезопасности» инициируют вопрос об отмене моратория на проверку предприятий, которые занимаются пассажиро- и грузоперевозками. Потому что проводить рейдовые проверки мы сегодня можем, а вот проверку транспортных средств и предприятий, к сожалению, нет. Это приводит к злоупотреблению со стороны предпринимателей и, как результат, — к трагедиям на дорогах.

— А могут ли ваши сотрудники выехать на место и зафиксировать, что автобус находится не там, где нужно?

— Выехать можем, зафиксировать можем — но сделать ничего не в состоянии, пока не отменят мораторий. Можно запросить разрешение на проверку у нашего руководства в Киеве. Но в этом случае мы можем провести проверку только по заявленному нами пункту. Проверить остальную документацию, которая должна быть у лицензированного автотранспортного перевозчика, к сожалению, нет возможности.

— Сколько длится этот моратории?

— Более двух лет.

На Харьковщине создается база лицензированных перевозчиков


— Как местные администрации способствуют повышению уровня безопасности пассажирских перевозок?

— У нас полное понимание и с Харьковской областной госадминистрацией, и с местными администрациями. Со стороны ХОГА есть поддержка, обеспечивающая нам беспрепятственную работу. Но, к сожалению, это не входит в компетенцию областной власти — предоставлять разрешения на проверку транспортных средств и предприятий.

Когда объявляются тендеры, Департамент транспорта и связи ХОГА, который является заказчиком пассажирских перевозок по Харьковской области, прислушивается к нашему мнению: какой перевозчик хорошо себя проявил, а какой — не очень. Проводится тендер, выбираются качественные лицензированные предприятия, которые могут взять на себя ответственность за жизнь харьковчан и жителей области и предоставлять качественную услугу.

— А на выдачу лицензии таким предприятиям местная власть как-то может повлиять?

— Выдача лицензий относится к функциям «Укртрансбезопасности» Украины. Раньше тот, кто собирался открыть новый бизнес и получить лицензию на перевозку пассажиров или грузов, обращался в управление «Укртрансбезопасности» в Харьковской области. Наши специалисты проверяли всю документацию, создавали пакет документов и отправляли их в Киев. Сегодня же любой человек, который надумает открыть свой бизнес в сфере пассажирских перевозок, — едет сразу в Киев. В последнее время мы даже не знали, кто на территории области получил лицензию. Сейчас развиваем базу данных, чтобы контролировать перевозчиков.

— В контексте децентрализации, которая происходит по всем направлениям, это какая-то достаточно централизованная система. Не планируется ли передать эти функции на места?

— Сегодня уже есть первые предпосылки для этого — создаются лицензионные базы. О происходящих на территории предприятий изменениях в десятидневный срок должно быть проинформировано управление «Укртрансбезопасности» в Харьковской области, чтобы мы имели полную картину, что у нас происходит на рынке пассажирских и грузовых перевозок.

— Как пассажир может распознать нелегала, садясь в маршрутный автобус на остановке?

— Как правило, люди, которые постоянно ездят по одному и тому же маршруту, уже прекрасно знают своего перевозчика и его подвижной состав. И если заезжает чужак с целью заработать — то это наверняка свидетельствует о его нелегальности.

Мы очень плотно начали работать в отношении нелегальных перевозчиков — совместно с полицией, при поддержке местных администраций. Это прямое указание главы  Харьковской области Юлии Светличной, что нелегальных перевозчиков не должно быть на рынке пассажирских перевозок.

До 70% горэлектротранспорта подлежит списанию


— Состояние коммунального общественного транспорта подпадает под проверки?

— У нас закончилась 3 июля комплексная проверка всего горэлетротранспорта, в результате чего была выявлена масса серьезнейших нарушений. Наше управление направило в Киев письмо о том, что этот транспорт вообще запрещено использовать в соответствии с действующим законодательством. 60-70% горэлектротранспорта подлежит списанию.

Сотрудники троллейбусных и трамвайных депо Харькова даже проводили митинг под нашим управлением, притянув туда троллейбусы и остановив более чем на два часа движение трамваев. Мы сообщили об этом в СБУ, Нацполицию, прокуратуру.

Кстати, меньше чем за две недели после этой акции произошло более десяти аварий — схода трамваев с линий. Причина — неудовлетворительное состояние и самих трамваев, и трамвайной колеи.

— Как можно повлиять на ситуацию?

— На сегодняшний день мы выдали предписание полностью устранить выявленные недостатки. Уже начались проверки по их устранению: в 96% ничего не сделано. По каждому трамваю, по каждому троллейбусу было написано, что нужно делать. В одном трамвае, например, было разбито заднее стекло — его поменяли, а на лобовом — по-прежнему осталась трещина…

К сожалению, если на перевозчика по закону мы можем наложить штрафные санкции, то по коммунальному транспорту можем выдать предписание или запрещение использования транспортного средства. Я как руководитель областного управления «Укртрансбезопасности» обратил внимание на то, что происходит сегодня в горэлектротранспорте, выявил кучу нарушений, доложил об этом в Киев. И если там примут решение о том, что данные транспортные средства должны быть остановлены — мы направим на коммунальное предприятие письмо, что эти трамваи или троллейбусы должны быть остановлены. А если руководители коммунальных предприятий все равно будут принимать решение о выпуске этих ТС на линию — то они уже будут нести административную и уголовную ответственность в случае ДТП.

— А если они не выйдут на линию — харьковчане вообще останутся без транспорта?

— Благодаря децентрализации Харьковскому горсовету в разы увеличен бюджет. И думаю, что из этих денег уже давным-давно пора купить и новые трамваи, и новые троллейбусы. Горэлектротранспорт — это экологический транспорт, за ним будущее. Мы получили письмо от городской власти, что они планируют покупать 150 единиц.

«Такого строительства дорог, сколько живу — не помню»


— Сегодня в стране активно ремонтируются дороги. Но если будут нарушены правила эксплуатации, дорожники гарантий дать не могут. В полномочия вашей службы как раз входит контроль крупногабаритного транспорта, чтобы он не выходил на трассу перегруженным. Как ведется эта работа?

— Хотел бы сказать слова благодарности и президенту Украины, и премьер-министру, и особенно — главе Харьковской области Юлии Светличной за работу, которая проводится по ремонту дорог. Такого строительства, сколько живу — не помню. На сегодня подрядчик должен давать пятилетнюю гарантию построенной дороге и ремонтировать в течение пяти лет за свои деньги. Сейчас, допустим, строится дорога Харьков — Сумы. Со стороны областной власти делается все, чтобы построить сертифицированную площадку, на которой мы могли бы установить весы и взвешивать транспортные средства. Мы сегодня видим серьезную тенденцию снижения количества нарушений, потому что штрафы введены очень высокие. Перевозчики понимают — перегруженными ездить нельзя.