Культура

  • 393
  •  / 

«Предметы» в большом городе: Bob Basset и Гамлет Зиньковский презентовали совместный проект в «ЕрмиловЦентре»

«Предметы» в большом городе: Bob Basset и Гамлет Зиньковский презентовали совместный проект в «ЕрмиловЦентре»
Харьковский центр современного искусства «ЕрмиловЦентр» открыл выставочный сезон проектом «Предметы» художников Гамлета Зиньковского и Bob Basset’а.
Около тысячи посетителей в день открытия выставки пришли в «ЕрмиловЦентр», чтобы по своему усмотрению прочитать историю о Городе, рассказанную художниками с помощью различных предметов. Ими стали девятнадцать кожаных масок и стимпанковая собака Bob Basset’а, стена с несколькими сотнями ножниц, которые Гамлет Зиньковский двенадцать лет собирает по всему миру, и повседневные предметы, художественно переосмысленные Зиньковским. Кроме того, художники представили совместную видеоработу, снятую в Париже, и предложили зрителям (не) стрелять по художественным объектам в тире. Выставка продлится до 21 октября. Вход традиционно свободный, сообщает PR-агентство Bagels & Letters.

Художники вынашивали совместный проект полтора года — впервые художники заявили о своих намерениях еще в мае 2017 года во время Ночи Музеев в том же «ЕрмиловЦентре». В определенной степени «Предметы» стали результатом их совместных путешествий в Лиму (Перу) и Париж, а еще — совместных прогулок по городу и рефлексий о нем. Воплотить замысел помогла молодая харьковская кураторка Виктория Бавыкина, которая вместе с художниками сформировала концепт «Предметов»: выставки, рассказывающей о различных сторонах города.

Искусствоведка Зоя Звиняцковская, побывавшая на выставке «Предметы», полагает, что Гамлет Зиньковский и Bob Basset, по ее мнению, — наиболее урбанистически направленные современные художники Украины.

— В том, что делает Bob Basset, для меня очень много Харькова, — говорит Зоя Звиняцковская. — Его работы крайне урбанистичны, они — о городе как об определенной структуре, и если в Украине есть стопроцентный город без примесей, «настоящий» Город — то это Харьков. Мне очень нравится придуманное им определение — «техноромантизм», ему явно комфортно в городе как структуре, и тем гомункулам с шестернями вместо глаз, которые он создает, — тоже комфортно. Его город — здоровый и динамичный, он развивается и создает новые формы. Зато история отношений с городом Гамлета, по-моему, — другая. Он как будто тяготится городом и одновременно не может его покинуть, потому что любит. Поэтому он фиксирует скорее инфернальную сторону городской культуры, промежутки и щели в структурах, историю распада и самостоятельной жизни элементов систем, другую сторону города.

Экспозиция вістроена таким образом, что как бы приглашает на прогулку по городу, где пересекаются реальные предметы нереальных миров — с, напротив, фантасмагорическими созданиями, что непонятно каким образом оказались в нашей реальности. Есть завешанное черной тканью начало, коридор, в конце которого посетителей встречает подвешенная в воздухе стимпанковая собака Bob Basset’а. Есть стена, где Гамлет в своем узнаваемом стиле написал сформулированную куратором концепцию — так же, как он пишет на стенах домов.

Визуальная доминанта выставки — стена площадью примерно пятьдесят квадратных метров, увешанная коллекцией собранных Гамлетом ножниц. Боковые пространства заполнены масками Bob Basset’а, причем в одном из них художник приглашает зрителя к игре: маски проступают через антикварные зеркала с  вытравленной амальгамой. Ты смотришь в зеркало (различные зеркала рассчитаны на разный рост) — и видишь вместо своего лица — маску.

— Больше всего мне понравился этот ход с масками и зеркалами, — делится художница Оксана Солоп. — Ты смотришь в старинное зеркало и видишь в отражении вместо своего лица — маску. Можно спроецировать на себя образы, которые создает Bob Basset, я ими восхищаюсь, они будто из других миров.

Сергей Петров считает желание человека надеть маску — одним из древнейших и самых естественных.

— Несущественно, живем ли мы в первобытном доаграрном обществе или в постиндустриальном урбанистическом: маска — это не просто игра, это защита, это попытки изменить себя и свой способ взаимодействия с миром, — говорит художник. — Люди часто просят дать примерить наши маски, и я нашел способ, как это сделать — интересно для людей и нетравматично для арт-объектов.

В нижнем зале выставки — зона оригинального социального эксперимента.

— Мы устроили своеобразный арт-тир, — говорит Bob Basset. — В качестве мишеней — два графических портрета Гамлета и моя маска. И ружья. Станешь ли ты стрелять в арт-объект, в определенной степени — еще и в лицо? Мы не могли предвидеть реакцию людей. Впрочем, люди активно включились — и теперь я владею уникальной маской, сильно потрепанной публикой.

Куратор Виктория Бавыкина объясняет, что инсталляция с тиром исследует отношение современного зрителя к феномену актуального искусства. Реакции зрителей стали явными и ощутимыми, ведь каждый смог воспользоваться (или не воспользоваться) возможностью физически повредить художественное произведение.

— Искусство — это не только акт-созидание, а и смерть, а затем — перерождение. И постоянная нехватка фидбэка от зрителя, огромная лакуна между теми, кто создает искусство — и кто его потребляет, создает невозможность адекватно понимать зрительские реакции, чувства, эмоции по отношению к показанному, — комментирует Виктория Бавыкина.

О взаимодействии публики с искусством рассказывает и «стена ножниц», которая с первых же минут превратилась в селфи-зону — аналогично тому, как фонами для инстаграм-фото становятся муралы Гамлета в городе.

— Двенадцать лет назад мне приснилась огромная стена, на которой висят ножницы. С тех пор я начал их коллекционировать: находил по объявлениям, на барахолках по всему миру. Я не знаю, сколько в коллекции экспонатов, но даже семиметровой стены не хватало для экспозиции. Наконец-то сон стал реальностью, и я вижу эту стену перед собой, — рассказывает Гамлет Зиньковский.

В коллекции художника — ножницы для самых разнообразных целей: от обычных маникюрных к ножницам для стрижки овец, обрезания свечей и даже вареных яиц, датированные ХІХ веком. Есть даже ножницы, созданные в ХІІ веке, состоящие из двух лезвий и куска стали. Художник говорит, что ножницы для него — символ отсечения всего лишнего. Кроме ножниц, Гамлет представил свою коллекцию повседневных предметов, которые он попытался художественно переосмыслить: длинное черное пальто с надписью «Харьков в пальто», элементы мебели, канистры и пила «Дружба» и многое другое.

Неделей ранее во время Non Stop Media в харьковской Муниципальной галерее открылась другая выставка Гамлета, «7-ое правило», — серия графических рисунков, их Гамлет создавал ежедневно в течение года.

18 сентября в Харьковской филармонии состоится презентация новой книги Сергея Жадана «Антенна», которую иллюстрировал Гамлет Зиньковский, фактически сделав из нее артбук. Этими проектами художник демонстрирует способность работать в различных жанрах и техниках, на пересечении разных видов искусства и в коллаборациях.

Работа в коллаборациях и на пересечениях традиционна и для студии Bob Basset, чьи маски появляются то на модных показах (Givenchy, стилиста Panos Yiapanis, украинских брендов sasha.kanevski и Valery Kovalska), то в музыкальных клипах и фильмах (Metallica, Slipknot, Avril Lavigne, Korn, в фильме «Параллели» кинокомпании RSA Films английского режиссера и продюсера Ридли Скотта и других). Так, две маски, экспонированные на выставке, появляются в недавно представленном  клипе известной литовской группы  Beissoul & Einius. В целом же маски, показанные в рамках проекта, были созданы в разные временные промежутки от 2004 года до настоящего времени. Некоторые находятся в частных коллекциях и были представлены публике впервые.

Директор «ЕрмиловЦентра» Наталья Иванова говорит, что полтора года посетители и журналисты спрашивали о проекте: его, очевидно, ждали. Но на такой ажиотаж даже не рассчитывали.

— Не припомню такого количества людей на открытии экспозиции в Харькове, — признается Наталья Иванова. — Это как в фильме «Выход через сувенирную лавку», когда Тьерри Гетта открывает выставку в Лос-Анджелесе и под галереей создается огромная очередь. Было очень много молодежи, и это означает, что эти авторы для нее — значимые, что молодые люди следят за новыми тенденциями, интересуются современным искусством, а следовательно — и мы делаем правильные вещи.


Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 3218.82 грн
100 USD 2791.69 грн
10 RUB 4.2685 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи