Увы! Праздное лето закончилось, вот-вот грянет учебный год. Не секрет, что проблемы со здоровьем начинают одолевать ребятишек с младых лет. Поэтому многие родители задаются вопросом, как бы безболезненнее вывести ребенка в отличники или на худой конец в хорошисты из состояния летней мозговой летаргии.

Рекомендации для нежного возраста 
На днях шестилетки сделают шаг из беспечного золотого детства во взрослую жизнь. Приход в первый класс для ребенка — большое психологическое потрясение, которое накладывается на физиологические изменения в его организме. Младший школьный возраст — один из самых ответственных периодов в жизни детей: в шесть-девять лет грань между здоровьем и болезнью едва различима. Чтобы грядущие большие перемены стали менее болезненными для ребенка, родители должны помочь ему приспособиться к школьным будням. 

— Многие вредные привычки у детей формируются уже в начальных классах, — уверена врач по гигиене детей и подростков областной СЭС Евгения Шуба. — Поэтому очень важно и родителям, и учителям, и медработникам настраивать детей на сохранение своего здоровья. Первоклассник должен неукоснительно выполнять режим дня. Вставать нужно в одно и то же время. 

Но если ребенка растормошить за 20 минут до выхода в школу, наспех одеть, напутствовать подзатыльником и строго-настрого командировать за знаниями — день у чада явно не задастся. Утро должно быть приятным, не стрессовым. Чтобы дитя не возненавидело раннее вставание, а заодно и школу, специалисты рекомендуют разбудить ребенка за час до выхода в школу и дать ему все-таки минут десять, чтобы он проснулся. Затем родителям не мешает организовать чаду короткую, хотя бы на 7-12 минут, бодренькую зарядочку. Ее можно делать даже не вставая с постели: активные телодвижения в любом случае разгонят сон. 

Заведующий отделом гигиены Института охраны детей и подростков АМН Украины Георгия Даниленко считает, что качественное питание — одна из непременных составляющих режима дня ребенка. Особенно важно уже именно сейчас, в преддверие школы, чтобы ребенок получал полноценную пищу. В рационе непременно должны присутствовать витамины, которые помогают регулировать деятельность всего организма, в том числе и обменных процессов. Обязательно через день нужно давать детям морковь: в ней есть каротин, который особенно полезен для органов зрения. Но давать ее каждый день нельзя — она может причинить вред. От стресса страдает не только психика ребенка, но и кишечник. Поэтому нужно включить в детский рацион капусту. Она не только усиливает перистальтику кишечника. Содержащийся в капусте набор витаминов и минеральных веществ оптимизирует его деятельность. Синтетические витамины Георгий Даниленко сейчас давать детям не рекомендует. Вокруг так много натуральных витаминов, что грех в сезон витаминного бума поглядывать в сторону аптеки. 

Наяривание на скрипочке – это не отдых 
Программа, раздутая до неприличных размеров, школьников здоровее не делает: даже от обычной учебной нагрузки небо деткам кажется с овчинку. К тому же и некоторые мамы, жаждущие во что бы то ни стало сделать из ребенка «звезду» школьных, а если повезет, то и районных олимпиад, нагнетают ситуацию дополнительными занятиями с репетиторами. Но стоит задуматься: по данным специалистов, рабочий день современного школьника вместе с выполнением домашних заданий составляет в начальной школе 9-10 часов, в основной — 10-12, в старшей — 13-15 часов. Между тем заметное снижение работоспособности в начальных классах наблюдается после двух часов занятий, а в старших — после шести-семи часов. 

Медики при распределении компонентов оптимального режима дня школьников исходят в том числе и из биологических ритмов, свойственных организму. Днем отмечается два подъема функционального состояния организма: с 8 до 11-12 часов, второй — в 16-17 часов. Поэтому занятия в школе нужно проводить утром, а уроки готовить лучше с 16 до 18 часов, говорит Евгения Шуба. Если в школе занимаются во вторую смену — готовить домашние задания рекомендуется только в утренние часы, а занятия в школе должны заканчиваться не позже 18.30. Заведующая отделением гигиены детей и подростков областной СЭС Татьяна Ефимова во избежание переутомления советует приступать к домашним заданиям не раньше чем через три часа после занятий в школе. В школе каждый урок у первоклашек продолжается 35 минут — такой же режим Евгения Шуба рекомендует и при приготовлении домашних заданий и дома. После 35 минут работы должен следовать перерыв — конечно, его нужно использовать не для сидения у телека или компьютера, а в идеале для физических упражнений. Кстати, общение с обоими «ящиками» она рекомендует ограничить до 15 минут в день. 

Отдых ребенка должен быть подвижным. Младшим школьникам нужно гулять не меньше трех-трех с половиной часов в день. Кстати, прилежное наяривание на скрипочке или трехчасовое сидение за мольбертом к отдыху ни малейшего отношения не имеет.
— Такая нагрузка изо дня в день нередко приводит к значительным нарушениям в детском организме, — предупреждает Евгения Шуба. — А ведь известно, что заболевания сердца, гипертоническая болезнь, нарушения осанки, близорукость и другие недуги берут свое начало в школьном возрасте. 

Всем спать! 
— Физиологическая потребность во сне у детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. К семи-восьми годам формируется монофазный сон в ночное время. Первоклассник должен спать не меньше 11-12 часов. Многочисленными исследованиями ученых доказано, что недосыпание — одна из частых причин развития нарушений нервной системы, неврозов и неврозоподобных состояний. Шестилетние дети, начиная обучаться в школе, попадают в разные условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Поэтому для учеников первых-вторых классов дневной сон необходим, — настаивает Евгения Шуба. — К 17 годам длительность сна приближается к норме взрослого человека — восьми-восьми с половиной часам. Тем не менее осенью и зимой потребность во сне у подростков повышается до девяти часов. Заметим, что дети с ослабленной нервной системой нуждаются в более продолжительном сне по сравнению со здоровыми. 

«Школьные годы чудесные» — это не только радости, о которых так беззаботно поется в песне. Племя младое вместе с объемом знаний выносит из стен школы и охапку болезней в придачу. Специалисты считают, что именно со школой связано 20-40% факторов, ухудшающих здоровье детей. Кстати, они же полагают, что этого можно было бы избежать.