Национальный хор имени Григория Веревки, прославивший Украину на весь мир, родился 75 лет назад в Харькове. Он был создан практически через две недели после освобождения города от гитлеровских оккупантов — для поднятия боевого духа армии в борьбе с захватчиками. К сожалению, история повторяется – и сегодня прославленный коллектив поддерживает боевой дух бойцов, отстаивающих Украину в Донбассе.

Национальный заслуженный академический украинский народный хор Украины имени Г. Г. Веревки— уникальный художественный коллектив, который своим искусством представляет самое лучшее из неиссякаемого источника народного творчества всех этнографических регионов Украины.

— Знаковым является то, что коллектив был создан в 1943 году, в очень сложное время – война продолжается, Украина разрушена, экономики нет, люди живут в бедности… С точки зрения идеологии создание такого народного хора – это, конечно же, большой плюс для поддержания боевого духа и солдат, воющих на фронте, и людей, которые трудились во имя Победы в тылу, — говорит генеральный директор, главный режиссер-дирижер Национального заслуженного академического украинского народного хора Украины имени Григория Веревки, заслуженный деятель культуры Украины, народный артист Украины, профессор НПУ им. Драгоманова Зиновий Коринец. — 23 августа освободили Харьков от нацистских оккупантов, а чуть более чем через две недели – 11 сентября — было издано Постановление Совета народных комиссаров УССР № 246 «Об организации Государственного украинского народного хора».

Художественным руководителем и главным дирижером созданного в 1943 году коллектива был назначен научный сотрудник Института фольклора АН УССР Григорий Гурьевич Веревка. В постановлении Совета народных комиссаров УССР говорилось: «Организовать государственный украинский хор в количестве 134 человека (84 — певцы, 34 — артисты оркестра народных инструментов, 16 — артисты балета), поставить перед ним задачи: способствовать развитию украинского народного хорового и музыкально-хореографического искусства и его пропаганды среди трудящихся масс.

По словам заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Харьковской государственной академии культуры Веры Осадчей, обычно все академические коллективы создавались в столице. Но поскольку Харьков уже был освобожден от гитлеровцев, а Киев еще находился в оккупации — коллектив появился именно в нашем городе.

— И это очень символично– мы гордимся, что хор имени Веревки родился именно в первой столице Украины, — говорит Зиновий Коринец. — Разместился он на улице Сумской, 61 — в небольшой комнатушке. Здесь же и начался подбор артистов.


Первых артистов искали на Харьковщине


Григорий Веревка колебался: какое направление выбрать для нового коллектива – академическое или народное. Самому Григорию Гурьевичу была близка академическая манера вокала. Однако детские мечты перевесили – и чаша весов склонилась на сторону народного пения.

— Подбирать артистов было нелегко. Григорий Гурьевич ездил по селам и местечкам Слобожанщины, уже освобожденной Харьковщины в поисках талантов. Собирал простых людей – носителей народной украинской культуры пения, — рассказывает Зиновий Коринец. — Тогда он набрал более 20 человек в оркестр, более 70 человек — в хор.

В октябре 1943 года директором хора был назначен Александр Минькивський. В том же году была создана харьковская хоровая группа.

— В первую — «харьковскую» концертную бригаду — вошли Тамара Савченко, Галина Бережная, Мария Гришина, Наталья Лепетун, Лидия Заболотная, Иван Гурьев. Из Миргорода были приглашены 16 певцов-кобзарей, среди них был Иван Скляр, — продолжает Зиновий Коринец. — Была составлена концертная программа, и коллектив начал выступления в тылу и на фронте.

Кстати, было много дискуссий насчет концертного наряда артистов хора, но Веревка отстоял этнографический вариант. Родилась идея представить этнографическую Украины в костюмах, песнях, танцах…

— Первые костюмы артистов были сшиты из необработанного льна. На местах вышивки на сорочках были нанесены рисунки – краской, изготовленной на основе яичного желтка. А на шею девчата повесили стеклянные гирлянды, которыми украшают новогодние елки. Вот такие у них были бусы. Но как это все было искренне! — говорит Зиновий Коринец. — А на ногах — кирзовые сапоги. Именно поэтому в первой шеренге стояли парни, а девушки уже за ними (в общем-то, принято наоборот) – чтобы не было видно, во что они обуты. Стыдились показывать обувку, прятались за спину мужчин…

К сожалению, история повторяется, замечает Зиновий Коринец.

– И сейчас национальный хор Веревки поддерживает боевой дух наших бойцов, которые защищают Украину на востоке страны, — констатирует он.


«Киевская» и «харьковская» группы воссоединились


6 ноября 1943 советские войска отвоевали Киев, и инициативная группа хора перебралась туда.

Григорий Веревка продолжал поиски и подбор артистов. В Полтаве он встретил ансамбль бандуристов и уговорил присоединиться к хору. В каждом населенном пункте Григорий Гурьевич расспрашивал к местных жителей, есть ли у них девушки или парни, которые хорошо поют, играют. Затем прослушивал, проводил отбор... И так до самого Киева. Новость о наборе в народный хор попала через средства массовой информации и к населению, и к фронтовикам. Некоторых артистов разыскали письмами полевой почты – например, певца и бандуриста Владимира Перепелюка, певца и бандуриста Николая Назаренко, свирельщика Евгения Бобровникова, цимбалиста Ивана Золотаренко, Петра Осипчука.

К началу 1944 года набор участников в «киевскую» группу еще продолжался. Руководители вызвали в Киев «харьковскую» группу, и 20 января 1944 произошло воссоединение «киевской» и «харьковской» групп. Коллектив стал таким, каким его привыкли видеть и слышать — с хоровой группой, танцевальной и оркестровой.

21 октября 1964 Григория Гурьевича Веревки не стало, его похоронили на Байковом кладбище в Киеве. С 1965 года коллектив носит его имя. В этом же году хору было присвоено звание заслуженного. В 1971 году коллектив получил почетное звание академического, а в 1997 году — статус национального.


Слобожанские традиции сохранились до сих пор


Сегодня Национальный заслуженный академический украинский народный хор Украины имени Г. Г. Веревки насчитывает более 150 участников. В репертуар хора –  более тысячи произведений.

— В программах хора — исторические думы, казацкие и чумацкие песни и танцы, шуточные хоровые сценки, семейно-бытовая, обрядовая лирика - песни и танцы, исполняемые на праздниках урожая, на свадьбах, а также колядки. Хор также включает в концертные программы песенные сокровища многих народов мира, — рассказывает Зиновий Коринец. — Органичными для коллектива стали и оригинальные композиции, в которых музыка, пение и танец выступают триединым компонентом.

Репертуарный диапазон коллектива — от этноса и фольклора до классических обработок а капелла и песен современных композиторов; от вокально-хореографических сцен, композиций и народных действ — до фольклорной оперы-балета Евгения Станковича «Цвіт папороті», в которой народные мотивы удачно синтезируются с современными приемами.

— Нашему коллективу стало доступно и подвластно то, что раньше для народного хора казалось невозможным, — отмечает Зиновий Коринец. — В репертуаре коллектива каждая группа полноценно воспроизводит вокально-музыкальную и танцевально-народную культуру всех регионов Украины.

По словам Веры Осадчей, Слобожанщина может гордиться тем, что Григорий Веревка свою концепцию хора и народного звучания профессионального коллектива строил как раз на знании слобожанской народной исполнительской традиции, которая сохранилась до сих пор.

— В украинском хоровом исполнительстве существует региональное своеобразие. И даже сейчас этот хор звучит не как львовский, не как ровенский — а как левобережно-украинский, — замечает она.

Кстати, по словам Веры Осадчей, выпускники 1990-х годов кафедры украинского народного пения Харьковской академии культуры на протяжении нескольких лет связывали свою творческую судьбу с хором имени Веревки.

— Среди них – и нынешний хормейстер Большого академического Слобожанского ансамбля песни и танца – Роман Пасека, — говорит Вера Осадчая.