Православные христиане считают, что в день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Поэтому значение этого торжества приравнивается к празднику Крещения.

Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство. 

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста и др.
Главные престолы соборов многих русских городов — Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира, а также монастырей, в том числе древнейших — Киево-Печерского и Псково-Печерского, были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. 

И в Харькове есть Успенский собор. До революции он был кафедральным — главным собором города. Сейчас там располагается органный зал, хотя храм передан уже православной церкви и там проходят богослужения. 

Успенская церковь — одна из первых построек в Харькове. И в принципе недаром День города отмечают в конце августа, ведь именно дата освящения первого храма и считается датой основания города, как велось с древних времен.