Ни для кого не секрет, что работа по устному соглашению или договору, зарплата в «конверте» могут обернуться не только потерей социальных прав и гарантий, но и сказаться на пенсии... О том, какие усилия предпринимаются сегодня по легализации теневого рынка труда, рассказала исполняющая обязанности начальника Государственной налоговой инспекции во Фрунзенском районе Татьяна Воробьева.

Понятное дело, что зачастую ради хоть каких-то заработков люди молчат там, где нужно бы возмутиться. А посему нередки случаи, когда работающие на «птичьих правах» фактически лишены оплаты больничных листов и отпусков, получения пособий по беременности и родам, потере здоровья на производстве… С другой стороны, зарплата ведь прячется в тени не из-за саботажа руководителей предприятий и бизнесменов, а из-за сверхвысоких социальных налогов. Более того, сегодня многие сетуют, что современному украинскому налогообложению не хватает стабильности, то есть можно сказать, что реформирование налоговой системы перешло в так называемую «хроническую» стадию.
Если говорить о размерах соцотчислений, то время от времени в стенах Верховной Рады раздаются пожелания некоторых парламентских трудящихся ввести единый социальный налог — на уровне 33%. Специалисты идею поддерживают: они уверены, что наряду с низкой и единой ставкой подоходного налога такая мера действительно может способствовать легализации доходов граждан. Такого же мнения придерживается и Татьяна Юрьевна: «У нас очень большие начисления на зарплату. Скептики беспокоятся, что в результате преобразований упадут доходы бюджета, а выхода зарплаты из тени мы так и не дождемся».
Пока же налоговики много внимания уделяют разъяснительной работе с руководителями предприятий и ЧП как о вреде выплат «в конвертах», так и по погашению задолженности по зарплате. В инспекции также организован мониторинг финансовых результатов предприятий, уменьшивших перечисление налога с доходов сотрудников, однако получающих согласно финансовой отчетности прибыль и наращивающих объемы производства либо капитальных инвестиций. «Где-то раз в месяц мы анализируем начисления и выплаты заработной платы — если вдруг идет расхождение, то сразу же сообщаем в прокуратуру», — отмечает Татьяна Воробьева. По ее словам, главная трудность в борьбе с «теневыми» зарплатами — это то, что если по ведомости начисляется «минималка», а доплата осуществляется в «конвертах», данное нарушение можно выявить только при опросе работников.
Одной из больных «мозолей» налоговиков являются горе-коммерсанты среди плательщиков единого и фиксированного налогов, которые скрывают количество наемных работников. А посему сотрудниками ГНА регулярно проводятся рейды по выявлению таких «мертвых душ». «Осуществляем проверки цехов в основном по производству одежды и обуви, рынков, — рассказывает и.о. начальника ГНА во Фрунзенском районе. — Часто предприниматели начинают оправдываться и убеждать, что взяли человека на испытательный срок, но ведь нигде в законе не сказано, что в данном случае платить не нужно». Правда, Татьяна Юрьевна подчеркивает, что таких правонарушителей, идущих на неоправданный риск, не так уж и много — ведь в наказание грозит не только штраф, но и лишение фиксированного патента на целый год.
На стендах инспекции размещены номера телефонов, по которым граждане могут и спросить совета, и заявить о произволе руководства: 94-59-98, 94-66-45, 93-00-29.