Общество

  • 519
  •  / 

Человек, который учит других, несет особую ответственность

Человек, который учит других, несет особую ответственность
Человек, который учит других, несет особую ответственность Что тормозит реформы в образовании, как повысить мотивацию в выборе профессии учителя.
О ситуации с учебниками и политической свободе преподавателя рассказала в преддверии профессионального праздника педагогов министр образования и науки Украины Лилия Гриневич в программе «Комментарии» на телеканале Р1.

Образование для главы ХОГА – реальный приоритет


— Лилия Михайловна, в последнее время к вопросу образования приковано много внимания в контексте реформирования системы – это и начальное образование, и высшая школа. Что уже сделано для людей, которые внедряют реформу в жизнь – для учителей? И каковы перспективы?

— Когда мы начинали реформу, прекрасно понимали: наиболее важно – поднять социальный статус учителя. Хочу сказать, что зарплата учителя в Украине была на очень низком уровне. В прошлом году заработная плата учителей выросла на 50%, в этом — ориентировочно в среднем по стране еще на 20%. Более того, педагогические работники были продвинуты по единой тарифной сетке на два тарифных разряда вверх — такого тоже не было с момента введения тарифной сетки.

Но, несмотря на эти шаги, мы все равно понимаем, что учитель находится еще не на том материальном уровне, дабы мотивировать прийти в профессию молодых талантливых людей. Это еще не та профессия, которая может обеспечить достойную жизнь. Учителям, которым сегодня нужно эффективно внедрять реформу, – необходимо сосредоточиться на своей работе, а не думать о том, где бы подработать, чтобы выжить.

И это очень сложная задача, особенно в условиях бюджета 2019 года, когда мы начинаем выплачивать огромный долг Украины по международным обязательствам, накопленный не нынешним правительством, а еще в 2008-м, в 2010 годах. И в 2019-м ожидается пик выплаты долгов. Поэтому мы не можем себе позволить в дальнейшем существенное повышение зарплаты учителям. Бюджет 2019 года предусматривает повышение зарплаты на 9% для всех бюджетников, в том числе и для педагогов.

Как министр я, конечно же, хотела бы, чтобы повышение было более заметным. Проект Госбюджета-2019 уже внесен Кабмином на рассмотрение Верховной Рады. И, возможно, на этапе работы в парламенте будут найдены какие-то дополнительные ресурсы. Допустим, увеличить налоговую базу, либо вопросы, связанные с таможней, либо снижение затрат на какую-то другую сферу…

— Что в контексте повышения социального статуса, зарплат педагогов может сделать местная власть? Руководитель Харьковской области Юлия Светличная во время встречи с учителями заверила, что будут максимально использованы все возможности по мотивации и со стороны местной власти. Насколько широки эти возможности? Как вы относитесь к подобным местным инициативам? Помогут ли они исправить ситуацию?

— По-разному. Это зависит от доходной части и политической воли, насколько образование для местных властей является приоритетным.

В результате реформы децентрализации органы местного самоуправления действительно получили гораздо больший ресурс, чем они имели, например, в 2015 году. Потому что сейчас значительная часть налогов, которые когда-то поступали в госбюджет, остаются на местах. Это правильно — потребитель лучше знает, как и для чего использовать деньги.

И когда благодаря такому подходу поднимается зарплата (а органы местного самоуправления могут платить надбавки, премии, устанавливать дополнительную оплату) – это очень важное политическое решение. Когда вы осуществили какой-то инфраструктурный проект или раскрасили фасады домов – это сразу все видят. А когда люди получили зарплаты или премии (а это огромные средства, поскольку в системе работает большое количество педагогических работников), это незаметно.

Поэтому я приветствую позицию Юлии Светличной. Для нее образование – реальный приоритет. Я могу привести достаточно доказательств. В Харьковской области есть множество образовательных инициатив. Я благодарна Юлии Александровне за сотрудничество, потому что она четко понимает, что образование — это консолидированная ответственность между центральной властью и органами местного самоуправления.

Бюджеты – и государственный, и местный – люди наполняют, платя налоги, это их деньги. И государство, и местные власти должны распорядиться ими мудро. В данном случае – дать детям более качественное образование, организовать доступ к нему. «Новая украинская школа должна дать детям новые возможности. Они получат не только сумму знаний, а определенные навыки, возможность критически мыслить, совместно творить, сотрудничать, владеть эмоциональным интеллектом, уметь решать сложные проблемы, не впадать в зависимость – то есть все, чему не учила традиционная школа. Все это уже внедрялось в инновационный школе, и мы должны сделать такую школу доступной для всех. А это можно осуществить только совместно с органами местного самоуправления.

Первоклашки получат учебники в октябре


— «Новая украинская школа» стартовала с 1 сентября. Прошел месяц – можно ли сделать какие-то выводы: недостатки, преимущества, необходимость доработок? Есть ли замечания у учителей, которые начали работу по новой методике?

— Мы видим очень разную картину по стране. Есть три составляющие «Новой украинской школы». Первая — новый государственный стандарт и методика обучения. Вторая и наиболее важная — подготовка учителей. Более 40 тысяч учителей – начальных классов (22 тысячи) и иностранных языков – прошли курсы повышения квалификации для работы по новым методикам. И третья составляющая — закупка дидактических материалов, парт, то есть создание нового образовательного пространства, которое можно конструировать. И что мы видим? Закупки, которые осуществляют органы местного самоуправления за счет того миллиарда, который был отдан на места, осуществляется по-разному. В среднем по стране до 1 сентября фактически было использовано около 50% предоставленных средств. По Харьковской области средний показатель составил 52%.

В чем здесь проблема? Во-первых, управленческая способность территориальных громад – то есть проведение соответствующих тендеров, быстрая реакция на закупки. Во-вторых, неготовность рынка — украинские производители мебели оказались не готовы к  огромному заказу. Это говорит о том, что рынок, который продуцирует то, что необходимо для учебного процесса, в Украине чрезвычайно упал, в него давно никто не вкладывал никаких инвестиций. Фактически материальная среда школы содержалась на средствах родителей. И когда государство выделило такие средства — рынок оказался недостаточно развитым. Разумеется, в процессе ситуация будет меняться – этот рынок должен иметь более жесткую конкуренцию и лучшие предложения. Но пока дела обстоят так: органы местного самоуправления заключили договоры на поставку новый мебели, а производители просто не успевают ее изготовить и предлагают отложить поставку на конец октября или на ноябрь. Реформа рассчитана на десятилетия. Поэтому я очень прошу учителей и родителей отнестись к с пониманием.

Вернемся к учителю. Если даже он продолжает учить детей, которые сидят за старыми партами, в прежнем образовательном пространстве – он все равно может пользоваться методиками активного обучения. Он должен больше мотивировать школьников к обучению. Например, в течение первого месяца у первоклассников – адаптационный период. Не время сажать детей за парту, давать им книжку и тетрадь, заставлять писать и читать. Нет, этого делать нельзя. Они обязательно всему научатся, и вовремя. Но в первый месяц они должны полюбить свою школу, процесс познания, получить мотивацию. Кстати, на сайте МОН буквально в три клика каждый родитель может получить доступ ко всем материалам для первого класса и посмотреть, чем же должны заниматься первоклассники.

В октябре у них уже начинается более сложное обучение – они будут пользоваться учебниками, больше писать Но все это должно происходить шаг за шагом, чтобы у ребенка была мотивация ходить в школу.

— Какова ситуация с учебниками в нынешнем году?

— В прошлом году мы поставили учебники непосредственно к началу учебного года, но это были всего-навсего две линейки учебников. Мы тогда печатали значительно меньшее их количество, нежели сейчас.

Поскольку мы зашли в реформу, печатаем учебники для первого класса. Кроме того, нужны учебники для пятого класса, потому что они исчерпали свой санитарный срок в пять лет. Печатаем также учебники для 10-го класса, потому что десятиклассники начинают учиться по обновленной программе. Таким образом, количество учебников, которые необходимо напечатать, выросло 2,5 раза – это более 18 миллионов экземпляров.

И мы опять-таки столкнулись с проблемой: полиграфические мощности в Украине не могут освоить за один сезон такую большую нагрузку. Пришлось разбить подготовку учебников на порции. Сначала сделали пятый класс – все книги уже в школах. Для первого класса учебники прибудут в октябре (уже началась доставка в школы), потому что работа с учебниками начинается именно с этого месяца. А вот для десятых классов, где наиболее широкий спектр предметов, книги будут в ноябре.

Однако я хочу напомнить, что мы открыли электронную библиотеку учебников. В три клика на сайте МОН можно получить pdf-версию каждого учебника – для первого, пятого и десятого классов. Поэтому десятиклассники в течение двух месяцев могут пользоваться электронными версиями учебника. Старшеклассники вообще могут закачать на планшеты все учебники и не носить с собой в школу горы книг, а все иметь под рукой в одной электронной книжке.

Свободного человека может воспитать только свободный человек


— Профсоюз работников образования и науки готов присоединиться к акции Федерации профсоюзов Украины, запланированной на ближайшие дни. Педагоги выдвигают свои требования: в частности, повышение зарплаты, норм социальной защиты. Какова реакция МОН?

— Я знаю об этих требованиях – и в отношении повышения минимальной зарплаты, и в отношении прожиточного минимума, выполнения нормы об образовании, к которой мы сейчас только начали двигаться – до 7% ВВП на образование… Но мне трудно сказать, как можно их удовлетворить в бюджете 2019 года.

Меня очень волнует ситуация с преподавателями вузов. Если школьным учителям мы периодически повышаем зарплаты, то у научно-педагогических работников таких больших повышений не было. Три года подряд – у них только плановое увеличение зарплаты, как у всех бюджетников – ориентировочно на 10%. Что еще важно — сейчас наша система образования страдает от сокращения количества студентов. За десять лет – почти в два раза. Основная причина – демографическая ситуация. А система образования, количество преподавателей осталось практически на том же уровне.

Кроме того, нас очень волнует большой отток преподавателей за рубеж – лучших, квалифицированных, знающих языки. И это производная от состоянии экономики в стране, которое отражает зарплата педагогов. Студенты и преподаватели из Польши едут в Германию, а их места занимают наши студенты и преподаватели. Поэтому мало надежды на повышение качества высшего образования.

— Недовольством педагогов могут воспользоваться различные политические силы. Не допускаете ли вы, что запланированные акции могут иметь политический характер? И как сделать педагогов независимыми от политики и админресурса?

— Безусловно, свободного человека может воспитать только свободный человек. Угнетенному сложно не передать эту угнетенность. Дети видят реальность и отражают ее в своем поведении.

Поскольку впереди – две предвыборные кампании, волна популизма буквально накроет страну. Людям действительно очень сложно, потому что идет война, потому что какое-то количество налогов государство вынуждено инвестировать в оборону… Но эти объяснения волнуют далеко не каждого гражданина. Каждому важно, чтобы он мог прокормить свою семью… Как сейчас работают органы самоуправления, одинаково ли относятся ко всем гражданам — тоже вопрос. Бывает, что областная и городская власти противостоят друг другу, потому что какой-то политической силе на руку тяжелая ситуация в стране, поскольку это дает ей электоральное поле, и политики еще больше сгущают краски.

Манипуляции будут применяться не только по отношению к учителям – ко всем нам. А посему очень важно включить критическое мышление. Когда вам что-то говорят политики – нужно уметь проверить факты, цифры, проанализировать, что происходило пять, семь лет назад, когда именно они были при власти, поставить вопрос — что они сделали для страны, как они относились к тем или иным вопросам… Конечно, каждый будет слушать то, что ему нравится. Например, нужно поднять зарплату. Конечно, нужно! Но вот вопрос: за счет чего, какие существуют инструменты, чтобы это сделать?

Учителей, как и человека любой другой профессии, могут защитить только критическое мышление и личная позиция. И педагог как человек, который учит других, несет особую ответственность.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2775.5 грн
100 EUR 3149.08 грн
10 RUB 4.2057 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи