Более полутора тысяч мест должно быть создано в детских садиках Харьковшины в течение 2018 года – такие намерения областной власти озвучил заместитель председателя ХОГА Анатолий Бабичев в программе «Комментарии» на телеканале Р1.  

Дошкольное образование для пятилеток обязательно


— Анатолий Валерьевич, все ли идет по плану? По данным областного управления статистики, в первом полугодии 2018 года в Харьковской области открылись четыре детских садика и было создано дополнительно 170 мест в учреждения дошкольного образования...

— Это только начало. У нас действительно амбициозные планы относительно дошкольного образования, создания мест в детских садиках. На протяжении всех лет независимости Украины у нас был дефицит мест в детских садах. В некоторых населенных пунктах – в основном в сельской местности — вообще не существовало  садиков, а в городах областного значения всегда имелись большие очереди, попасть в детский сад было сложнее, чем в вуз.

Поэтому мы активно занялись созданием новых мест в детских садах. Глава области Юлия Светличная сказала, что это очень серьезное задание. Дело в том, что это не просто места, где мама может оставить ребенка, когда идет на работу, — изменились подходы к образованию. Сегодня дошкольное образование для пятилетних ребятишек является обязательным. Это определенная ступенька, чтобы пойти в первый класс «Новой украинской школы». Мы должны сегодня на 100% обеспечить охват дошкольным образованием детей пятилетнего возраста и желательно создать дополнительные места в районах, где их сегодня не хватает.

Данные статистики, которые вы приводите, касаются лишь первого полугодия. На сегодняшний день проводятся очень серьезные капитальные ремонты, и большинство заведений было открыто еще до 1 сентября. Но мы не завершаем эту работу, и до конца года будет открыто еще несколько новых дошкольных заведений.

За 2017 год и по сей день мы открыли 35 новых детских садиков – это более 3000 мест. Кроме того, еще одно направление нашей деятельности — мы открывает новые отделения  в существующих детских садах, создаем дополнительные группы. Как пример – Краснокутский район, где всегда было проблематично устроить ребенка в детский сад. Мы открыли там новое помещение в здании бывшей школы. Школа была построена новая, а в освободившемся здании сделали капитальный ремонт и за счет государственного, областного и местного бюджетов открыли заведение дошкольного образования на четыре группы.

— Почему в планах этого года именно 1600 мест в детских садах?

— Очередь даже несколько больше. Вообще, очень сложно оценить необходимость в местах дошкольного образования в населенных пунктах. Есть небольшие деревеньки, где нет очереди, потому что там и садика нет. И есть города, где очереди существуют, и мы понимаем, сколько мест не хватает.

По Харькову уже открыто четыре новых заведения дошкольного образования. В сельской местности эта работа продолжается. Приведу пример: недавно я принимал участие в открытии детского сада в Новоселовке Нововодолажского района. Это большой населенный пункт, который сегодня входит в Нововодолажскую ОТГ – но там никогда не было детского садика. Ребятишек возили на автобусах в Новую Водолагу. В результате нашли старое здание школы, отремонтировали за средства международных партнеров, областного и районного бюджетов – и открыли прекрасный садик с современными условиями для обучения и воспитания детей.

В области на 100 детсадовских мест – 103 ребенка


— В 2017 году, по данным облуправления статистики, 63% детей от трех до шести лет были охвачены дошкольным образованием. А по информации, которую недавно озвучивала ХОГА, сегодня уже 85% детей ходят в садики. Это действительно так?

— Это действительно так, и стремительный рывок произошел благодаря активной и настойчивой работе.

У нас есть такой интересный показатель, как количество детей в детских садах на сто мест. Если раньше у нас было 109 детей на сто мест, то сегодня – 103. За всю историю независимой Украины это наилучший показатель в Харьковской области. И все благодаря совместным усилиям команды председателя ХОГА Юлии Светличной. Все источники финансирования были задействованы – и государственные, и областные, и местные и, конечно, внебюджетные средства. Идеальный результат – это когда на сто мест будет приходиться сто детей.

Сегодня в сельской местности средний показатель охвата детей дошкольным образованием – около 74%. Но если говорить о детях пяти и шести лет, то этот показатель уже порядка 98%. Не охвачены только те ребятишки, которые живут в населенных пунктах, где вообще нет дошкольного учебного заведения.

— При каких условиях 98%  может превратиться в 100%?
— В принципе, не все родители могут и хотят отдавать своих детей в садики. Существует очень много форм и методов дошкольного образования – например, занятия на дому, индивидуальные занятия с педагогом. Поэтому в коммунальных или государственных учреждениях стопроцентного охвата детей не будет никогда.

«Новой украинской школе» будет намного легче


— «Новая украинская школа» предусматривает, что ребенок должен прийти в первый класс уже подготовленным...

— Ясли и детский садик на сегодняшний день – это вопрос дискуссионный. На наш взгляд, посещать их не обязательно. А вот с пятилетнего возрасте специалисты настоятельно рекомендуют все-таки отдать ребенка в детский садик. Во-первых, это социализация, навыки общения со сверстниками, с воспитателями. Кроме того, в дошкольных учреждениях образования очень много новых программ – и музыкальные, и основы иностранных языков… Это дополнительный багаж, и с ним в «Новой украинской школе» будет намного легче.

— Меняется ли в связи с этим методика воспитания в дошкольных учебных учреждениях? Появились какие-то новации в контексте «Новой украинской школы»?

— Для первоклассников, которые начали учиться по новой методике, изменились подходы к обучающей программе. Потому что первые месяцы обучения – это нечто среднее между дошкольным и средним образованием, некий адаптационный период.

Новые методики в дошкольном образовании, конечно, есть, они постоянно меняются, мы работаем с воспитателями в плане повышения квалификации, обязательно вводятся социальные педагоги. Если раньше дошкольное образование рассматривалось как помощь родителям, чтобы они имели возможность работать, то сегодня это — обучающий процесс.

— Нуждается ли такой новый подход в модернизации материально-технической базы?

— Однозначно. В Харьковской области уже даже есть свой термин «Новый украинский детский садик». Открываются современные заведения дошкольного образования, в которых материально-техническая база, дидактические, обучающие материалы соответствуют не только отечественным стандартам, но и европейским.

Поэтому нам не стыдно зайти в любое дошкольное учреждение области, которое открылось в прошлом или в нынешнем году. Оно современное, и устраивает не только нас — чиновников, но и родителей, и детей.

Инклюзия в детских садах – это реальность


— Инклюзия в детских садах – возможно ли это? В декабре 2017 года в детском саду села Глушковка Купянского района открылась дополнительная группа, которая была единственной на весь район, где учитывались потребности деток с инвалидностью.

— Инклюзия – это реальность. Еще год-полтора назад никто не понимал, что это вообще такое. Сегодня большинство населения знает об этом направлении в образовании. Более 50 детей сейчас охвачены инклюзивным образованием именно в дошкольных заведениях.

Это очень непросто, потому что прежде всего нужны профессионалы, которые могут заниматься такими детьми. Не в каждом небольшом селе есть возможность найти такого специалиста. Тем не менее мы стараемся создавать соответствующие условия. Воспитатели получают дополнительное образование, чтобы общаться и работать с такими ребятишками.

Мы не останавливаемся и через несколько лет сможем с уверенностью сказать, что 100% заведений среднего и дошкольного образования будут иметь возможность открывать инклюзивные классы и группы.

— К финансированию строительства и ремонта дошкольных учебных заведений привлекаются все средства – из районных бюджетов, из местных, из областного. Несколько лет назад глава ХОГА Юлия Светличная подписала меморандум с международным фондом ЮНИСЕФ о реализации совместной программы, направленной на увеличение количества мест в детских садах. Насколько она эффективна?

— Три года назад, когда у нас появились международные контакты, в том числе с ЮНИСЕФ, и мы вели переговоры — никто не верил в положительный результат.

Почему мы начали эту работу? Потому что к нам приехало огромное количество переселенцев, а наши детские садики были переполнены. Мы не могли удовлетворить даже спрос местного населения, а когда появились переселенцы — ситуация стала просто безвыходной.

Поэтому Юлия Светличная заключила очень амбициозный меморандум с ЮНИСЕФ. Более 50 заведений дошкольного образования были капитальным образом отремонтированы,  обновлена мебель, закуплены новые дидактические материалы — благодаря совместной работе международного фонда ЮНИСЕФ и ХОГА. Это новые кровати, парты, новые игрушки – все делалось благодаря помощи наших международных партнеров.

Хочу отметить, что мы работаем не только с ЮНИСЕФ, но и с другими международными организациями и фондами, но все же самые грандиозные проекты были реализованы совместно с ЮНИСЕФ.

Область всегда поддерживает местные инициативы


— Амбициозные планы на 2018 год – создание 1600 мест в детских садах, открытие новых садиков – будут реализованы за средства областного, районных и местных бюджетов или предполагаются государственные субвенции?

— Невозможно сказать: вот это мы сделали только за средства местного бюджета, а это – за средства государственного. Почти все проекты были реализованы за счет софинансирования. Как правильно говорит Юлия Светличная, мы можем что-то сделать только совместными усилиями.

— В условиях децентрализации инициатива должна исходить непосредственно от громады. Действительно ли областная власть всегда поддерживает инициативу на местах?

— Только так. Прошли те времена, когда сельский голова сидел в кресле и ждал, что кто-то приедет из области и все сделает. Такого не будет. Это неправильный путь и никакого результата не дает.

Есть громада, есть инициатива, с которой она обращается к областной власти, – например, по поводу открытия нового детского садика. У громады, допустим, есть 10% финансирования на реализацию этого проекта, а 90% — не хватает. Но детский сад очень нужен. Поверьте: ни разу такого не было, чтобы глава области Юлия Светличная не отреагировала на такую инициативу.

Мы не можем сделать все сразу за один месяц или даже за один год – но у нас уже есть перспективы, планы на 2019-й. Например, руководитель области уже заложила первый камень в строительство нового объекта в Песочине – начальной школы и дошкольного образовательного заведения -–  эта проблема для Песочина стояла достаточно остро.

— В январе-августе 2018 года среднемесячная заработная плата работников в сфере образования на Харьковщине составляла 6827 гривен, что на 19% больше, чем в соответствующий период предыдущего года. Но с началом нынешнего учебного года показатели, наверное, снова изменились? Ведь Юлия Светличная заверила педагогов, что на Харьковщине выплаты за престижность работы будут максимальными. Подпадают ли под эту категорию представители дошкольного образования?

— Мы работаем в рамках существующего законодательства и не можем менять тарифные разряды или определенный размер окладов. Но мы можем в зависимости от процентов насчитывать увеличение или уменьшение премий, надбавок и так далее.

Что касается дошкольных учебных заведений, оплата труда преподавателей действительно несколько ниже, чем в средней школе, к сожалению. Тем не менее все дошкольные учебные заведения у нас находятся на содержании органов местного самоуправления – это горсоветы, райсоветы, сельсоветы. И именно они могут корректировать и делать определенные надбавки, увеличивать премии – это все в руках местных громад. Минимум, который должен получать воспитатель, – он получает. А все остальное уже должна делать громада. Есть наполнение бюджета, есть соответствующее отношение к педагогу – будет и соответствующий результат.

В прошлом году, например, по сравнению с позапрошлым зарплата педагога  увеличилась в целом примерно на 50%, в этом году – еще на 20%. Но, конечно же, она нас все равно не удовлетворяет. Мы хотим, чтобы педагог получал еще больше, поскольку труд учителя – один из самых ответственных. Это наше будущее поколение, будущее страны – как мы научим его сегодня, так будет жить наша страна. И я надеюсь, что мы продолжим повышать стандарты обеспечения учителя.