Согласно закону об экстренной медицинской помощи, время прибытия скорой на место вызова составляет 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности.
Однако в жизни продолжительность ожидания медиков может занимать больше часа.Главные причины такой ситуации – медленная обработка вызова диспетчером, нехватка санитарных авто и выбор не самой близкой по расположению бригады. В Минздраве обещают, что со следующего года ситуация изменится, ведь на очереди реформа системы экстренной медицины. Что она предполагает и как повлияют изменения на качество помощи, выясняли эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.
Пошаговая стратегия
В начале 2018 года в Украине стартовала медицинская реформа. Поскольку она предусматривает структурные изменения в сотнях медицинских учреждений, Министерство здравоохранения разработало этапы перехода. В этом году началась перестройка первичного звена медицинской помощи – пациенты выбирают семейных врачей, а медицинские учреждения переходят на новое финансирование. По плану на 2019 год реформа коснется специализированной и экстренной медицинской помощи.
В Минздраве объясняют, что работы очень много. Нужно повышать квалификацию медицинских бригад, увеличивать зарплаты для специалистов, закупать новый транспорт, оснащенный необходимым оборудованием, подключать диспетчерские службы к единой электронной системе. В целом все эти трансформации займут около пяти лет и потребует 10 млрд гривен расходов из госбюджета.
– В 2019 году Минздрав Украины начинает первый этап реформы экстренной медицинской помощи, которая стартует в Донецкой, Одесской, Тернопольской, Полтавской, Винницкой областях и городе Киев. Изменения начнутся в областях, имеющих инфраструктуру, возможности для переквалификации медиков и продемонстрировали свою управленческую эффективность в ходе реформы первичной медицинской помощи. Здесь дополнительный миллиард гривен, заложенный в государственном бюджете на следующий год, обеспечит заметные изменения, пока другие области будут готовиться, – рассказывают в пресс-службе министерства.
Скорая и неотложная помощь
Одним из самых интересных среди запланированных изменений представляется разделение скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную. Принципиальное отличие заключается в том, что неотложная помощь будет приезжать, когда у человека поднялась температура, повысилось давление или обострилась хроническая болезнь. Цель экстренной – спасать жизни, и ее следует вызывать, если есть необходимость срочной госпитализации: сильные травмы, например, в случае ДТП, кровотечения, инфаркты и тому подобное.
По словам и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, если за неотложной помощью пациенты будут обращаться к семейным врачам, с медицинских бригад будет снято множество непрофильных вызовов. Ведь сейчас более трети вызовов скорой приходится на то, чтобы померить температуру или давление.
Новую систему уже тестируют в Киеве. С 1 сентября столичные бригады скорой медицинской помощи перешли в подчинение Центра экстренной медицинской помощи. По словам главы департамента здравоохранения КГГА Валентины Гинзбург, все вызовы теперь принимают специалисты, которые мгновенно помогут человеку сориентироваться – нужна ему неотложная помощь или экстренная.
Вызвать медицинскую помощь, как и раньше, можно будет через единый номер 103. Она предоставляется без ограничений по месту регистрации и проживания, бесплатно и круглосуточно.
Как изменится работа диспетчерских служб?
Чтобы вызовы обрабатывались оперативно, а бригады медицинской помощи доезжали быстрее, Минздрав планирует подключить диспетчерские службы к единой электронной системе «Централь 103».
Если сегодня среднее время обработки вызова составляет 3-5 минут, то «Централь 103» должна сократить его до одной минуты. Это станет возможным благодаря автоматическому подбору ближайших доступных бригад. Ведь сегодня диспетчеры должны звонить в каждую группу медиков отдельно. Чтобы система «видела» местоположение каждой команды и ее статус, на всех машинах скорой помощи установят GPS. Это поможет медикам быстрее добираться до пациентов – за 9-12 минут вместо 16-20 минут сейчас.
– На вызов должна ехать машина, которая находится ближе, а не та, которая по территориальному признаку принадлежит той или иной станции скорой помощи, – говорит и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Первыми к системе подключат диспетчерские службы в Винницкой, Донецкой, Запорожской, Одесской, Полтавской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской областях. После завершения тестового периода все регионы смогут подключиться к центральной системе и обмениваться данными о принятых и обработанных вызовах.
– В рамках проекта мы впервые получим достоверную и прозрачную статистику в режиме реального времени и увидим, на каких этапах возникают проблемы. На основе этих данных Агентство экстренной медицины сможет давать рекомендации по повышению качества оказания помощи. Например, это могут быть рекомендации относительно необходимого количества бригад в определенном регионе и мест их размещения, – объясняет руководитель проекта по оптимизации работы оперативно-диспетчерских служб Роман Ланский.
В МОН обещают, что со временем «Централь 103» интегрируют в систему «Электронное здоровье». Это позволит создать полную электронную медицинскую карту пациента и обеспечить обмен данными между системой экстренной медицины и другими уровнями медицинской помощи.