На днях в ХТТУ состоялось необычное совещание — в актовом зале встретились представители городских властей, милиции, других контролирующих органов, владельцы автопредприятий и журналисты. Все собрались вокруг телевизора с большим экраном, который занял почетное место в президиуме. Так состоялась премьера фильма, снятого сотрудниками ГАИ на улицах нашего города.

Вел заседание начальник управления коммунального хозяйства Харьковского горисполкома Виталий Бабенко, который сказал собравшимся, что и сам добирается на работу с помощью маршрутного такси, так что о нарушениях в этом виде городского транспорта знает хорошо. Увы, назвать маршрутку безопасным видом городского транспорта пока у председательствующего «язык не поворачивается». Уж слишком часты были в последние месяцы аварии и ЧП с участием этих микроавтобусов, причем не только в других областях страны, но и на Харьковщине.
По словам чиновника, сегодня в транспортной отрасли нашего мегаполиса наметилось улучшение. Все большее количество многоместных автобусов хозяева маршрутов списывают и выбрасывают на свалку, заменяя новенькими, более безопасными образцами. На сегодняшний день, по словам Виталия Бабенко, заменен уже 71% таких машин. Увы — с маршрутками дело обстоит куда хуже. Виталий Николаевич говорит, что «ГАЗель», эксплуатирующаяся пять лет и более, — это практически уничтоженная машина. Виной тому и качество дорог, и интенсивность эксплуатации (микроавтобусы снуют без передышки практически круглосуточно), и многие другие факторы. Именно поэтому городские власти, как заказчики перевозок, собираются убрать с городских улиц все маршрутные авто, которые старше трех лет.
Так как конкурсы на обслуживание автопредприятиями тех или иных маршрутов проводят именно городские власти, им и принадлежит право расторжения договоров и проведение повторных конкурсов. Чиновник сказал, что уже есть «претенденты» на лишение маршрутов. Он подчеркнул, что впервые в Харькове предписания об устранении тех или иных просчетов и нарушений транспортникам-коммерсантам будут вручаться не кулуарно, а публично, в присутствии коллег и журналистов — тем самым городские власти хотят добиться максимального эффекта от акции. Да и фильм работников ГАИ должен оказать необходимое влияние на перевозчиков. Участившиеся аварии с маршрутками показывают, что если в данной области не будет наведен порядок — проблем, а главное, жертв не оберешься.

Не менее острым оказалось и выступление начальника транспортной инспекции (не путать с ГАИ) города Харькова Владимира Бондаренко, который рассказал, что его служба постоянно ведет проверки маршрутных такси в Харькове и других городах Украины. Недавно, например, работники инспекции выезжали в Луганскую область, где ситуация оказалась гораздо более запущенной, чем в Харькове. Но это — не повод для самоуспокоения: из восьми тысяч проверенных харьковских маршруток большая часть оказалась с нарушениями, причем Владимир Дмитриевич смог назвать лишь три городских маршрута, которые более или менее соответствуют требованиям законодательства.
Перед совещанием Владимир Бондаренко специально три дня проводил со своими подчиненными рейды и отметил, что многое автоперевозчики сделали: например, снабдили машины путевыми листами, другими документами. Начальник инспекции напомнил о страшной трагедии, происшедшей с маршруткой близ поселка Высокий, которая попала в лобовое столкновение с автомобилем «Мерседес», о том, как микроавтобус перевернулся на перекрестке улиц Петровского и Артема в прошлом году. Тогда водителю пришлось разбивать лобовое стекло и руками вытаскивать пассажиров, находящихся в шоковом состоянии, точно из подводной лодки — а задние двери, предназначенные для эвакуации, были намертво запаяны. Увы — в большинстве харьковских авто, обслуживающих маршруты, эвакуационные двери в случае аварии открыть невозможно. Однажды проверяющие нашли даже машину, в которой задняя дверь была заблокирована... черенком от лопаты, хотя чаще такие двери просто заваривают или закрывают с помощью винтов. Перевозчики даже не задумываются, что это может стоить жизни как пассажирам, так и водителю.
Итак, интерес присутствующих к только что отснятому фильму был разогрет до предела, поэтому исполняющий обязанности начальника Управления ГАИ УМВД Украины в Харьковской области Александр Азацкий не стал томить публику и приказал своим подчиненным «включить кино». Жанр картины определить довольно трудно: с одной стороны, вроде комедия, так как многие не могли удержаться от смеха, когда из маршрутки, рассчитанной на 12 пассажиров, выходило 24, а то и 32 человека. Элементы «ужастика» появились в картине, когда гаишники инспектировали авто, которое неизвестные пока умельцы приспособили под газовое топливо: баллоны с голубым горючим находились в салоне прямо под сиденьями, в машине сильно пахло газом, то есть стоило кому-то из пассажиров чиркнуть спичкой... Не обошлось и без эротики: на сакраментальный вопрос милиционеров о том, где ночевал автомобиль, водители маршруток, краснея, рассказывали самые невероятные истории. Точно в голливудских боевиках, герои картины совершали головоломные трюки, перестраиваясь в местах оживленного движения из четвертого в первый ряд, чтобы подобрать очередного пассажира, и едва не сталкиваясь при этом с добрым десятком других авто, а еще — как в фантастических картинах, в салонах маршруток вдруг возникали ниоткуда волшебные стульчики и табуреточки, которые увеличивали количество посадочных мест, предусмотренных автоизготовителями, чуть ли не вдвое... А еще операторам удалось заснять настоящую сагу о трудовом героизме — водители маршруток рассказали о своем рабочем графике, и выяснилось, что 14 часов «за баранкой» — это не предел, встречаются люди, которые трудятся еще дольше...
Сам полковник Александр Азацкий, режиссер фильма, определяет жанр своего кино как «фильм-катастрофа». Однако ждать очередной катастрофы никто не собирается (точно по иронии судьбы, в момент заседания на пересечении проспекта Ленина с улицей Отакара Яроша столкнулись «Жигули» и такси 87-го маршрута; в результате пострадали двое пассажиров такси — 50-летняя женщина и 20-летняя девушка), он и его подчиненные любой ценой хотят навести порядок на городских маршрутах. Дело в том, что только за сентябрь ГАИ зафиксировала семь аварий, которые произошли по вине водителей таких такси. В этих авариях пострадало восемь человек. В этом году различными службами было проверено восемь тысяч маршруток, различные службы выявили 3,8 тысяч нарушений, было составлено больше полутора тысяч протоколов и актов, а сумма финансовых санкций, примененных к водителям и их начальству, превысила 100 тысяч гривен. Полковник Азацкий предупреждает, что вскоре Верховная Рада примет к законам изменения, после вступления которых в силу штрафы вырастут многократно — до сорока не облагаемых налогом минимумов. Так что нерадивым автоперевозчикам придется раскошеливаться, а еще — милиционеры приложат все усилия, чтобы нарушители-маршрутники лишились лицензий, а водители таких авто потеряли право работы по перевозке пассажиров на долгие годы.
Милиционеры говорят, что фильм обязательно станет бестселлером: его копию направят губернатору и мэру, передадут во многие другие инстанции. Пока готова лишь первая серия картины, съемки второй серии, по словам полковника, уже начались. Они ведутся скрытой камерой не только на территории города, но и в пригородах, так что шанс стать киногероем есть у любого нерадивого перевозчика. Сразу после премьеры своих «Оскаров» получили самые запомнившиеся зрителям транспортники-нарушители. Срок ликвидации нарушений — от 10 до 20 дней. Если за это время ситуация не изменится — маршруты будут переданы другим предприятиям, которые наверняка постараются работать более добросовестно.