Говорят, тяга к острым ощущениям заложена в мужчинах на генетическом уровне — с тех далеких времен, когда им регулярно приходилось сталкиваться с опасностями охоты, войны или освоения новых земель. В современном обществе у людей мирных профессий, ведущих однообразный и размеренный образ жизни, эта тяга проявляется в увлечении экстремальными видами спорта. Одним из наиболее популярных традиционно является автоспорт.
Перефразируя известную фразу, можно смело сказать: какой же харьковчанин не любит быстрой езды? В Харькове это увлечение находит все больше поклонников, а пригородные леса, поля и болота уже не в первый раз становятся местами проведения масштабных автоспортивных соревнований. Почему не дороги — спросите вы? Потому что для таких соревнований дороги не нужны.«Внедорожники», джипы, вездеходы, «4х4» — так называют любимые в народе полноприводные машины, которым любая грязь нипочем. Правда, говорят, что причина упомянутой любви кроется не столько в повышенной проходимости и других технических достоинствах таких машин, сколько в психологии их владельцев. Приятно, знаете ли, чувствовать себя за рулем этакого стального монстра, от одного звука мотора которого жмутся к обочинам легковушки, а переходящие дорогу пешеходы ускоряют шаг. Между тем, если верить статистике, большинство джипов никогда не покидает асфальт. Зато те, кто купил «4х4» не для шика и престижа, заставляют своих «железных коней» полностью оправдывать прозвище «внедорожников».
В 2000 году четверо харьковчан, энтузиастов-автомобилистов, решили подготовить свои «Нивы» для участия в украинских ралли-рейдах — автоспортивных соревнованиях на пересеченной местности. Подготовили, объединились в команду и в том же году взяли приз на всеукраинском чемпионате по этому виду спорта «Немиров-трофи». А в следующем — завоевали на том же чемпионате первое место! Команда трансформировалась в спортивное внедорожное общество, которое обросло единомышленниками и в минувшем году оформилось в полноценную команду «Kharkov Union 4x4».
На момент регистрации в ней было восемь человек и четыре автомобиля: три «УАЗа» и один «Мицубиси Паджеро», а через полгода команда насчитывала двадцать три человека и одиннадцать автомобилей: шесть «УАЗов», две «Нивы», «Сузуки Самурай», «Нисан Патрол» и «ГАЗ-69».
С этими машинами харьковчане не только регулярно занимают призовые места на все-
украинских состязаниях по ралли-рейдам, но и сами выступают организаторами таких соревнований. Усилиями нашей команды нынешнее лето стало для Харькова настоящим прорывом в развитии «внедорожного движения», как называют свое увлечение владельцы и поклонники полноприводных машин.
В июне месяце неподалеку от поселка Эсхар Чугуевского района прошли всеукраинский трофи-рейд «Karmageddon. Part 1» и первый харьковский внедорожный фестиваль «Слобожанская Жара-2007», ставший «днем открытых дверей» для клубов со всей Украины. А в минувшие выходные в лесах под Русской Лозовой в Дергачевском районе прошли соревнования по GPS-ориентированию под названием «Бурелом-2007».
GPS — это так называемая система глобального позиционирования, использующая принцип вычисления географических координат на Земле с помощью измерения расстояний до группы спутников в космосе. Запущенная американцами и сделанная доступной для населения всего мира эта штука приобрела нынче широкую популярность среди автомобилистов благодаря своему удобству. С GPS-навигатором — карманным компьютером — размером чуть более сигаретной пачки можно определить свое местоположение с точностью до нескольких метров, проложить маршрут по улицам незнакомого города, увидеть пути объезда заторов, пробок, участков ремонта дорог и многое другое… В общем, со спутниковой картой-компьютером заблудиться невозможно даже в лесу! Что и доказывали на практике участники «Бурелома-2007».
На соревнования прибыли 24 экипажа из около десятка городов пяти областей Украины. В каждом экипаже должно быть как минимум два человека — пилот и штурман, но на практике команды стараются взять максимальное количество людей — чтобы было кому вытаскивать машину из грязи и разбирать завалы на пути.
Соревнования проводились в двух классах: профессионалы и любители. Различия между ними — в опыте и степени оснащенности автомобилей. Среди «внедорожников» преобладали отечественные марки. Фаворитом же, пожалуй, можно назвать старый добрый «уазик».
Задачу как владельцы специально оборудованных вездеходов, так и не подготовленных специально машин, получили общую: с помощью GPS–навигаторов как можно быстрее найти разбросанные в лесу и отмеченный координатами на карте 50 контрольных точек и сфотографироваться у каждой из них — в качестве доказательства. Разумеется, ни пилот, ни штурман не знают местности, а точки находятся в труднодоступных местах. Главное действующее лицо в соревновании — штурман. Он должен максимально быстро ориентироваться на местности исключительно по «спутниковой карте», при этом то и дело выбегая из машины для разведки пути. И самые глубокие болота, самые кровожадные комары и другие «прелести» бездорожья достаются именно ему…
С интервалом в несколько минут машины стартуют и, поднимая густые клубы пыли, исчезают в лесной чаще. Следом выдвигается «Нива» организаторов, с которой в качестве наблюдателя отправляюсь и я. Забегая вперед, скажу, что даже такая скромная роль позволила получить массу впечатлений. Ибо хотя по сравнению с соревнованиями класса «трофи» трасса считалась несложной, тем не менее, едва проехав по ней несколько километров, уже можно было в полной мере осознать, насколько машины оправдывали свое прозвище «внедорожников», а мероприятие — данное ему название «Бурелом».
Густой лес, видимость — ноль, идем по прибору. Штурман выбирает кратчайший путь, надеясь на мастерство водителя. Тот надежды оправдывает, с мастерством ювелира лавируя между деревьями. Порой кажется, что машина вот-вот застрянет между ними, ан нет — пробирается аки уж сквозь камыши. Честно говоря, не ожидал я от «Нивы» такой маневренности. На случай неожиданных препятствий в багажнике наготове лежит бензопила. Трогать живые деревья категорически запрещено, но сквозь поваленные стволы, когда объехать их просто невозможно, приходится продираться буквально с боем. Водитель режет бревно, после чего совместными усилиями с трудом убираем с пути тяжелые колоды. Когда очередное препятствие позади, а до вожделенной точки, судя по навигатору, остается менее сотни метров, вдруг выясняется, что дальше ехать нельзя — на пути сплошной завал из переплетенных бревен. Все жертвы и усилия — впустую. Обычная ситуация — говорят спортсмены. Разворачиваемся и, дав немалый крюк, подъезжаем к цели с противоположной стороны…
Подсохшее от летнего зноя болотце. По испещренной кабаньими следами грязи прыгают жирные лягушки, подстерегающие здешних гигантских комаров. Видавшая виды «Нива» неосмотрительно сунулась в самое зыбкое место и, разумеется, увязла в грязи, «сев» на днище. Попытки вытолкать машину ничего не дали. К счастью, поблизости оказался джип команды-соперника. Забыв на время о соперничестве, спортсмены, теряя драгоценные минуты, выручают друзей из беды. Помочь другому — неписаный закон «внедорожного» братства. На трассе «Бурелома» мы еще не раз смогли наблюдать его в действии…
Незадолго до времени финиша возвращаемся на базу. Вскоре сюда постепенно начинают стягиваться участники, считая «раны» — «полетевшие» генераторы, «накрывшие-
ся» мосты, оторванные бамперы и залитые карбюраторы. Что ж, как говорится, «на войне как на войне» — даже если эта война ведется с бездорожьем и препятствиями…
По итогам соревнований в зачете «Кубок Клубов» победила команда харьковчан «Pro 4х4» в составе двух машин — «Сузуки Самурай» (Владимир Гусев и Родион Кравченко) и «Нива» (Виталий Корниенко и Владимир Чухрай). В личном зачете первое место занял экипаж «Нивы» из г. Перещепино Днепропетровской области в составе Николая Кузнецова и Виктора Ляльки, второе место — харьковчане Олег и Наталья Мошник на УАЗ-469, третье — «Нива» Сергея Сапрыкина и Светланы Поливоды из Донецка.
Лидером в «Зачете тяжеловесов» стал харьковский экипаж УАЗа Андрея Капиноса и Максима Орды, вторые в том же зачете — одесситы Виктор Другак и Роман Горбаченко на джипе «Ниссан Патрол».
«Бурелом» пока молод. И спонсоров, традиционно формирующих призовой фонд подобного рода соревнований, приобрести еще не успел. Впрочем, это дело времени, а пока призами для победителей стали кубки и уважение коллег-единомышленников.