Корсетки, женские свиты, обувь, головные уборы и украшения – в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства презентовали альбом, посвященный традиционным нарядам Харьковщины.

<Текст>Коллекции шести музеев, более 20 частных собраний и 200 экспонатов. Работа над уникальным изданием началась почти год назад с попытки исследовать локальные особенности изготовления и ношения народной одежды на территории Слободской Украины.

— Идея проекта возникла несколько лет назад, — поделилась с «Вечерним Харьковом» заведующая лабораторией исследования нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства Светлана Коновалова. – Очень мало информации, посвященной традиционной одежде Слобожанщины, в частности – Харьковщины. Это всегда объяснялось тем, что осталось очень мало артефактов, конкретных костюмов – многое было утеряно во время Голодомора, когда люди меняли вещи на еду, во время войны. Кроме того, на эти земли цивилизация пришла намного раньше, и уже в конце XIX века эта сфера культуры начала исчезать.

Однако опыт Светланы Коноваловой и ее коллеги — ведущего методиста лаборатории исследования нематериального культурного наследия, руководителя фольклорного ансамбля «Муравский шлях» Галины Лукьянец — показывал, что элементы традиционного наряда в районах области все же сохранились.

— Когда мы ездили в экспедиции по области, то видели, что где-то в районном краеведческом музее, где-то – в клубе, где-то – в личных коллекциях эти вещи остались. Их просто нужно собрать, осмыслить, разместить под одной обложкой и показать широкой общественности, — говорит Светлана Коновалова.

Год назад исследователи решили заняться этим вопросом вплотную – разослали письма по районам и получили, к своему немало удивлению, много отзывов из краеведческих музеев, от частных коллекционеров, у которых действительно нашлись старинные вещи.

— Мы начали ездить из района в район. Где-то было достаточно вещей – например, в Чугуевском и Балаклейском районах, – где-то совсем мало, а где-то, к сожалению, совсем ничего не осталось. Но результатом мы довольны, — рассказывает Светлана Коновалова. — Осталось много вещей, которые мы сфотографировали, замерили, но в этот альбом они не вошли. Надеемся на второе издание или, возможно, удастся сделать интернет-проект, чтобы собранные материалы презентовать более широкой публике.

По словам Светланы Коноваловой, основополагающим принципом проекта было то, что в альбом должны войти вещи, не завезенные из соседних областей, а местные – харьковское происхождение которых подтверждено.

— Кроме того, мы отказались от принципа составления комплектов в нарядах – когда людей одевают в традиционные костюмы, и они позируют. Это выглядит, конечно, эффектно, но мы понимали, что так не получится. Вещей осталось мало, и создать комплект, продемонстрировать, как люди ходили в том или ином селе, просто невозможно, — делится Светлана Коновалова. – Но что интересно – в Чугуевском и Балаклейском районах мы нашли множество прекрасных образцов верхней одежды. Это прекрасно скроенные, вышитые машинной строчкой корсетки (женская верхняя одежда без рукавов, длинная, почти до колен), юпки (легкие женские свиты, те же корсетки, но с рукавами). Поскольку эти вещи были в одном стиле, очень похожи друг на друга, весьма вероятно, что они сделаны одной мастерицей или ее ученицами. Просто произведение искусства!

Старинная одежда хранилась в краеведческих музеях.

– Один из моментов, на который мы обратили внимание, – местные музеи имеют порой прекрасные большие коллекции, но, к сожалению, о них практически никто не знает и никто не видит, — отмечает Светлана Коновалова. — А ведь в этих маленьких музеях хранится огромная часть нашего культурного достояния, там находятся поистине бесценные вещи.
 
В альбом вошли фотографии и описания элементов традиционного костюма, обуви, головных уборов, а также украшений Харьковщины.

— Каждая вещь изображена на нескольких снимках, в разных ракурсах – и крупные планы, и общие планы, — продолжает Светлана Коновалова. – Кроме того, мы делали замеры каждой вещи. Была даже мысль — сделать выкройки, но, к сожалению, от идеи пришлось отказаться, потому что для ее реализации требовались отдельные усилия и финансовые ресурсы, которыми мы не располагали. Надеемся вернуться к этой идее в следующем издании. Ведь наша главная цель – создать все условия для людей, которые хотели бы реконструировать традиционный наряд Харковщины.

По мнению авторов, издание будет интересно этнографам, фольклористам, историкам, мастерам декоративно-прикладного искусства и всем, кто интересуется традиционной культурой.