Проглядываешь ленту новостей – и ничего позитивного: того убили, того обокрали, где-то дороги снегом завалило, кто-то погорел на взятке с поличным…

И тут глаз цепляется за заголовок: «Харьковский тракторный завод с 6 января 2017 года возобновляет работу». Уверена, что и харьковчане, и мои земляки лозовчане этой новости точно обрадовались. И вот почему.

В марте 2016 года градообразующий Лозовской кузнечно-механический завод отметил 50-летие. Когда-то здесь трудились 12 тысяч лозовчан. Сейчас – лишь 2400. И несмотря на все невзгоды, экономический кризис и спад производства, завод выстоял, став при этом частью корпорации УПЭК.

Мало того, ЛКМЗ сейчас входит в десятку крупнейших предприятий машиностроения в Харьковской области. Тут производят сельхозтехнику, комплектующие и узлы для автомобильного, аграрного и строительного транспорта Украины. А технику для аграриев ЛКМЗ экспортирует в Молдову, Беларусь, Казахстан, страны Прибалтийского региона, Польшу и Болгарию. Часть продукции завода является уникальной и не производится больше ни на одном предприятии Украины.

А еще – лозовские машиностроители совместно с харьковским КБ и Киевским бронетанковым заводом на своих мощностях делают бронетехнику по заказу Министерства обороны Украины.

И все же ХТЗ был и остается «кровным» родственником ЛКМЗ – в Лозовой с момента первой поковки в 1966 году изготовляли мосты и шасси для тракторов Т-150 (как гусеничных, так и колесных). Но с 2010 года прежние управленцы тракторного завода вдруг сделали ставку на китайские запчасти, прекратив закупку мостов у лозовчан и оставив тем самым ЛКМЗ без работы. Кстати, в погоне за снижением стоимости тракторов горе-менеджеры ХТЗ уронили, собственно, качество самой техники, что сказалось на репутации тракторного завода. Да и махинации с финсредствами тоже плюсов не добавили. Сказать, что последние несколько лет ХТЗ лихорадило – ничего не сказать. Завод просто хотели пустить на металлолом.

Словом, к началу 2016 года «пациент был скорее мертв, чем жив», и вмешаться в деятельность ХТЗ пришлось и тогдашнему губернатору Игорю Райнину, и президенту Петру Порошенко. Все понимали – нельзя потерять Харьковский тракторный.

В апреле 2016 года после нескольких раундов переговоров руководства области и представителей большого бизнеса у ХТЗ появился новый собственник. Харьковский бизнесмен Александр Ярославский выкупил контрольный пакет акций – 62,44%.

В сентябре на Международном инвестиционном форуме в Харькове, который организовала Харьковская ОГА (первый, важный и очень удачный проект нового губернатора Юлии Светличной), владелец DCH Александр Ярославский подтвердил, что готов финансировать производство военной техники на ХТЗ и в перспективе инвестирует в тракторный завод до полумиллиарда долларов. Единственным препятствием Ярославский тогда назвал претензии к ХТЗ со стороны Службы безопасности Украины.

В мае 2016-го на ХТЗ прошли обыски, СБУ изъяла ряд важных документов, далее последовали аресты имущества и блокирование счетов завода. Мотивом послужили сообщения о попытках вывезти мощности и технологии завода в Россию, которые впоследствии не подтвердились. Но несколько месяцев, пока шло разбирательство по делу, завод находился в изоляции.

Ситуация была сложная и напряженная. Губернатору пришлось лично обратиться к президенту с просьбой вмешаться в дела ХТЗ. Реакция последовала незамедлительно – НБУ дала добро, и уже в сентябре счета были разблокированы, а компания DCH смогла открыть кредитную линию для пополнения оборотных средств завода на 400 млн грн. Кстати, именно тогда Лозовской кузнечно-механический после долгого перерыва возобновил сотрудничество с ХТЗ – так сказать, вернулся в лоно «семьи».

И вот – новость января 2017 года – ХТЗ приступает к полному циклу производства. То есть не только цеха завода, но и мощности смежных производств и предприятий в кооперационной связке с тракторным будут загружены работой. А это – стабильная заработная плата, наполнение бюджета городов и области, снижение социальной и экономической напряженности в регионе. И повышение обороноспособности страны: ХТЗ и ЛКМЗ выпускают БТР различной комплектации, а лозовчане оборудуют бронетехнику еще и противоминной окантовкой.

Запуск мощного машиностроительного гиганта востока Украины – это свидетельство очень слаженной работы нескольких уровней власти и бизнеса. Губернатор Игорь Райнин и сменившая его на этом посту Юлия Светличная приложили максимум усилий, чтобы проблемы ХТЗ были разрешены в кратчайшие сроки. Это свидетельство понимания и участия со стороны власти, это и ответственность большого бизнеса за будущее Харьковщины, перспектив ее развития и процветания.

ХТЗ стал реперной точкой, где все подставили свое плечо, подали друг другу руку и помогли поднять гордость украинского машиностроения. И что характерно – все прошло без шума, пиара, особого гвалта в СМИ, очень по-деловому, прагматично. Харьковская область показала всей Украине, что большой вопрос можно решить без политики. Просто взять – и сделать. Думаю, что глава ХОГА Юлия Светличная может, несколько изменив известное выражение, уверенно заявить: «Навели порядок с ХТЗ, наведем порядок и во всей области, во всех отраслях экономики и жизни Харьковщины».