Если дома приходится спать в пуховике, вы имеете полное право не платить за тепло. Нужно только доказать, что в квартире действительно холодно.

Отопительный сезон в Харькове начался с 15 октября, однако еще в середине ноября две сотни домов оставались без тепла.

Как заверили «Вечерний Харьков» в КП «ХТС», если тепло не подавалось – сумма в платежках будет меньше.

Харьковчанам сделают перерасчет за отопление


– Считаем в соответствии с подачей тепла. Независимо от того, оборудован дом прибором учета или нет, – все фиксируется, – заверила руководитель пресс-службы КП «ХТС» Татьяна Чуйкова. – Харьковчане получили квитанции за октябрь. Тем, у кого были отопление и горячая вода, квитанции пришли с соответствующими расчетами, у кого не было – «нулевые» квитанции.

Аналогичная ситуация, заверяют на предприятии, будет и с квитанциями за ноябрь.

Однако, как показывает практика, даже если тепло в дома подается, квартиры нередко остаются холодными.

– Вроде «затопили», а холод – собачий, — жалуется жительница Рогани Анна Сергеевна. – Натягиваю на себя все что есть. Спать ложусь в пуховой куртке.

Как не платить за некачественные услуги?


Как разъяснил эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин, согласно статье 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», потребители имеют право на качественное и своевременное получение услуг ЖКХ. Если же эти услуги не предоставляются, предоставляются не в полном объеме или со сниженным качеством, потребители имеют право на их оплату в меньшем размере.

– Температура в жилых помещениях должна быть не ниже +18°С, в угловых комнатах – не ниже +20°С, – поясняет Евгений Лисичкин. – Если температура воздуха в квартире не достигает этих показателей, люди имеют право на уменьшение оплаты на 5% за каждый градус понижения температуры от +18°С до +12°С, в угловых комнатах – от +20°С до +14°С. Уменьшение оплаты распространяется на весь период отклонения от температурной нормы. Если в жилых помещениях температура воздуха опускается ниже +12°С, а в угловых комнатах – ниже +14°С, платить за отопление вы не должны вовсе.

Замерзающие харьковчане сообщили о своих проблемах прямо на сессии горсовета


При этом эксперт отмечает, что такой норматив действует только при условии, что ваша квартира утеплена, в окна и двери не дует, поскольку вы их заменили или хотя бы задраили все щели.

– В соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу №630, услуги по предоставлению централизованного отопления должны соответствовать нормативной температуре воздуха в помещениях квартиры при условии их утепления потребителями и использовании владельцем (балансодержателем) дома и (или) исполнителем мероприятий по утеплению мест общего пользования дома, – цитирует документ Евгений Лисичкин.

Представитель теплосетей составляет акт-претензию


Итак, если квартира отапливается только на бумаге, потребителю необходимо пожаловаться исполнителю услуги.

– То есть заявить в КП «ХТС» о том, что ему выслали квитанцию за не оказанные услуги – письменно либо устно по телефону, – подсказывает юрист Роман Чумак. – Если исполнитель знает, что услуги действительно не оказаны, он уточняет сумму в платежке, то есть делает перерасчет. Если сомневается – направляет своего представителя для составления акта-претензии. Сотрудник теплоснабжающего предприятия должен явиться по заявлению потребителя не позднее чем через два рабочих дня. Акт-претензию подписывают потребитель и представитель тепловиков. Документ составляется в двух экземплярах. Один из них передается исполнителю через явившегося представителя. Исполнитель рассматривает акт и дает ответ, согласен ли он произвести перерасчет.

Роман Чумак привел пример составленного в прошлом сезоне акта, на основании которого харьковчанин добился перерасчета.

– Он позвонил в ХТС – пришел представитель, составил акт. Вскоре потребитель получил ответ от исполнителя, который подтвердил, что тепла действительно не было, поскольку в подвале был перекрыт кран. Кран открыли – тепло появилось. Потребителю провели соответствующий перерасчет, – рассказал юрист.

«Харьковские тепловые сети» обвинили во лжи


Если тепловики необоснованно отказывают в проведении перерасчета, у жильцов есть два варианта дальнейших действий.

– Потребитель имеет право обратиться в Главное управление Госпродпотребслужбы в Харьковской области либо сразу в суд. Судебная статистика по таким случаям свидетельствует, что шансы выиграть дело есть. Но на то, чтобы отстоять свои права, придется потратить время, нервы и деньги, – замечает Роман Чумак.

Тем не менее, считает юрист, делать это нужно – необходимо продемонстрировать  теплоснабжающему предприятию, что ему придется отвечать в суде за нарушение прав потребителя.

Если тепловики не явились


Если представитель «Теплосетей» акт-претензию подписывать отказывается либо вообще не явился по заявке потребителя в течение двух дней, жилец имеет право составить акт-претензию самостоятельно. Кстати, образец есть в Правилах предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу. Потребитель может просто распечатать готовый бланк либо составить документ в произвольной форме. В акте-претензии, составленном в произвольной форме, обязательно следует указать параметры нарушения, дату начала непредоставления услуг или предоставления их в ненадлежащем качестве, а также период нарушений.

– В этом случае акт-претензию должны, помимо самого жильца, подписать двое соседей, – продолжает юрист. – Документ отправляется по почте исполнителю, который должен в течение трех рабочих дней решить вопрос о перерасчете или вручить потребителю составленный в письменном виде обоснованный отказ от выполнения предъявленных требований. Дальше – такой же алгоритм действий, как и в первом случае.

Если отопление есть, но слабенькое


Если речь идет о ненадлежащем качестве предоставленной услуги, то убедить поставщика услуги в правомерности претензий может разве что замер проб, который покажет отклонение от нормы (кстати, прописанной в договоре) температуры теплоносителя.

– Здесь уже сложнее – в этих случаях тепловики нередко «хитрят» и поймать их на некачественной услуге, доказав, что температура теплоносителя действительно ниже, чем должна быть по стандарту, довольно сложно, – признает Роман Чумак.
 
Кстати, НКРЭКУ намерена мониторить качество отопления. Во всяком случае, об этом говорится на сайте Нацкомиссии.

На основании принятых проектов форм отчетности у НКРЭКУ появилась возможность получать информацию о показателях качества теплоснабжения по трем направлениям. Первое – это непрерывность теплоснабжения (ежегодно): средняя продолжительность перерывов в теплоснабжении, количество перерывов, средняя продолжительность ликвидации последствий аварии сверх допустимого срока. Второе – качество теплоносителя (ежегодно): количество случаев несоблюдения параметров давления и/или температуры по результатам проведенных измерений. Третье – коммерческое качество предоставления услуг (ежеквартально): количество предоставленных услуг, количество и процент услуг, при выполнении которых превышены установленные сроки.

«Это позволит регулятору информировать потребителей и все заинтересованные стороны о показателях качества услуг по теплоснабжению. А в перспективе – учитывать показатели качества услуг при установлении тарифов в сфере теплоснабжения», – говорится в сообщении НКРЭКУ.