Мобилизация не проводится, имущество не изымается, тайна переписки и телефонных разговоров не нарушается.

О введении военного положения на Харьковщине рассказал в программе «Комментарии» на телеканале Р1 заместитель начальника управления Службы безопасности Украины в Харьковской области Юрий Рябуха.

Защита от диверсий и террора


— Юрий Николаевич, как харьковское управление СБУ отреагировало на введение военного положения?

— Управление СБУ в Харьковской области очень быстро отреагировало на введение военного положения в регионе по нескольким параметрам. Основные из них – приведение в определенную степень боевой готовности, мобилизация разнообразных ресурсов — и личного состава, и технических. Это также мероприятия оперативно-технического характера, связанные с усилением контроля оперативной обстановки в регионе.

— Какие акценты сделаны в работе управления?

— Управление работает в усиленном режиме, сотрудники дежурят на территории области для обеспечения стабильности на вверенных объектах. Мы сместили акценты в своей работе, прежде всего на контрразведывательное обеспечение области, в сторону противодиверсионной и антитеррористической защиты объектов критической инфраструктуры. Таких объектов на нашей территории несколько сотен, поэтому работы и для оперативников, и для других специалистов много. На данный момент совместно с органами власти, местного самоуправления мы привели их в такое состояние, когда с уверенностью можно сказать – они защищены от любых посягательств.

— Такое усиление мер безопасности каким-то образом влияет на свободы и права граждан?

— Анализируя оперативную обстановку, приходим к выводу, что нет предпосылок говорить о введении каких-то ограничений. Нет предпосылок, чтобы в условиях военного положения мы предпринимали шаги для введения этих ограничений – любых. Соответственно, на данный момент времени можно твердо сказать, что ограничения введены не будут.

Совет обороны координирует действия силовиков


— Работа каких силовых структур тоже будет усилена? И насколько скоординированы действия разных структур?

— Силовые ведомства в регионе представлены Национальной полицией, Национальной гвардией, Госслужбой по чрезвычайным ситуациям, Государственной пограничной службой, Вооруженными силами Украины и СБУ. Все они действуют согласованно – координируются Советом обороны, который уже давно эффективно работает у нас в области. Каждое ведомство имеет свои функциональные задачи, и Совет обороны перераспределяет усилия в регионе, чтобы они были сбалансированы и эффективно распределены для сохранения безопасность и стабильности в Харьковской области.

— Почему в Харькове, в отличие от других областей Украины, которые только сейчас создают советы обороны, этот координационный орган был создан еще в 2015 году?

— Когда возникла необходимость всем силовым структурам, всем органам местного самоуправления и органам власти консолидировать свои усилия для сохранения стабильного состояния в регионе – именно тогда и возникла необходимость подобной координации, и был создан Совет обороны. Работает он все эти годы довольно интенсивно, очень профессионально и эффективно. И структуры, которые в него входят, выполняют взаимодополняющие функции, которые позволяют сохранить стабильность. И мы это видим на практике.

— Насколько облгосадминистрация сегодня уделяет внимание безопасности?

— Харьковская областная госадминистрация проводит глобальную и глубокую работу. Если оставить структуры без определенной координации, каждый будет выбирать акценты работы самостоятельно. И тогда возникнет необходимость самостоятельно координировать работу между органами. Однако не всегда это представляется возможным, учитывая закрытость выполняемых работ, определенный режим секретности. И вот этот координирующий орган — Совет обороны – позволяет очень тонко реагировать на любые возникающие вызовы и угрозы. Во время заседаний Совета обороны обсуждаются довольно тонкие вопросы, связанные с задействованием каждой структуры. Благодаря этому удается избегать дублирования в работе. Кроме того, возникает уверенность, что ни одна задача не осталась без внимания и не приведет в будущем к серьезным проблемам, которые придется решать уже большими силами.

— Были ли случаи, когда благодаря работе Совета обороны была предупреждена какая-то дестабилизационная ситуация?

— Очень много фактов, говорить о которых на большую аудиторию нет возможности. Но такие примеры консолидации усилий, как ликвидация последствий трагедии на военном арсенале в Балаклее, показывают эффективность этого органа. Буквально через считанные часы уже проводились не только оперативно-следственные мероприятия, но и мероприятия по ликвидации последствий трагедии. Мы воочию видели, как работает координация. По мере прибытия членов Совета обороны ставились задачи, которые в телефонном режиме ретранслировались, уточнялись, детализировались, шла ответная реакция по выполнению этих задач. Таким образом, работа была проведена быстро и эффективно. Соответственно, минимизированы последствия для людей, для Минобороны, для общества в целом.

Не стоит допускать спекуляций на военном положении


— Согласно закону о введении военного положения, работа телекоммуникационных, полиграфических предприятий, издательств, теле- и радиоканалов, печатных СМИ может подвергаться дополнительному регулированию. Могут ли проводиться подобные меры в Харьковской области?

— Анализируя сложившуюся обстановку, мы делаем вывод, что все спокойно. Нет каких-либо обстоятельств, которые могли бы стать основанием для введения санкций, ограничивающих права и свободы человека. Соответственно, никто не вправе инициировать эти ограничения. Могут заверить, что в ближайшей перспективе никаких ограничений прав и свобод не планируется, в том числе и свободы слова.

— Будут ли каким-то образом мониториться социальные сети на предмет распространения запрещенной или неправдивой информации, которая может стать причиной дестабилизации?

— Управлением проводится соответствующий мониторинг социальных сетей, и мы можем констатировать, что фейковой информации очень много. Зачастую она распространяется без какого-либо умысла и представляет собой домыслы, неправильное толкование предусмотренных законодательством ограничений. Различные фейковые заявления распространяются досужими людьми, которые просто не понимают последствий своих действий. С ними проводится профилактическая работа, чтобы в дальнейшем они воздерживались от непродуманного распространения лживой информации.

Хочу обратиться к людям, которые проявляют активность в социальных сетях: не позволяйте себе искажать действительность, нормы права, которые регулируют военное положение, и слова руководства страны о мерах, принимаемых при введении военного положения.

— Можно ли сегодня повлиять на политиков, которые чаще, чем обычные граждане, позволяют себе осознанные инсинуации?

— Политики имеют право выражать свою точку зрения, как и все люди. Но я бы рекомендовал им, как и прочим гражданам Украины, прекратить спекуляции на военном положении.

Забирают машину? Звоните в военкомат


— А как вы прокомментируете целенаправленные фейки, когда наши соотечественники получают неоднозначные СМС, например, с требованием собрать вещи и прибыть в военкомат. Реагирует ли ваше ведомство? И как бы вы посоветовали относиться к этому людям?

— Если такая информация появляется у граждан, им нужно любым доступным способом обратиться в ближайший районный военкомат. В интернете есть соответствующие сайты с телефонами. Наверняка они получат подтверждение, что это фейк. Им дадут соответствующие разъяснения и заверят, что в ближайшее время никаких действий, связанных с мобилизацией, не планируется.

— Многих украинцев взволновала такая норма военного положения, как возможность изъятия определенного имущества для потребностей армии. Неоднократно звучало опровержение этой информации для ситуации с военным положением на сегодняшний день, но такие слухи ходят. Возможно, кто-то воспользуется этой ситуацией для дестабилизации. Как в этом случае реагировать населению?

— Бороться с таким явлением очень просто. Организации, которые поставляют мобилизационный ресурс для Вооруженных сил или других силовых ведомств, знают об этом очень хорошо и всегда могут связаться с тем же военкоматом или другим органом, которому они поставляют ту или иную технику. Поэтому если появляются какие-то люди с требованием что-то им предоставить, необходимо проверить их полномочия, а полномочия определены законом. Во-вторых, следует связаться с военкоматом или другим ведомством, куда поставляется мобресурс, и проверить, насколько востребована сейчас та или иная техника. Кроме того, исходя из оценки ситуации на территории области, могу заверить: сейчас нет оснований проводить подобные мероприятия.

— Могут ли жители Харьковщины быть спокойными относительно тайны переписки, телефонных разговоров, невмешательства в личную и семейную жизнь?

— Нет никаких оснований, чтобы каким-то образом нарушать законные конституционные права граждан. Перечисленные вами ограничения осуществляются на основании Уголовного кодекса Украины в рамках уголовных дел по согласованию с прокуратурой, по санкции следственного судьи. Иными способами ограничение прав и свобод людей не проводится.

— А право на мирные сборы, митинги, демонстрации? Сегодня нередко люди, собираясь вместе, высказывают таким образом свое мнение, консолидацию по поводу каких-то исторических дат – то есть не всегда это протест.

— Это право, как и другие конституционные права, на данный момент времени никак не ограничено. Соответственно, и в Харьковской области в условиях военного положения это право продолжает существовать и реализовываться. Только оно должно быть заранее определенным образом оформлено – то есть нужно подать заявку на проведение митинга или собрания в органы местного самоуправления, где она соответствующим образом регистрируется и принимается во внимание. Эти мероприятия должны, естественно, проводиться без нарушений общественного порядка. И никто их сейчас не имеет объективных оснований ограничивать.