Со временем меняются архитектурные стили, методы возведения домов и стройматериалы. Разными на протяжении истории были и представления жильцов о комфортных условиях проживания. Нередко дома отражали сословную принадлежность, материальное состояние и вкусы владельцев.

Городская знать — дворяне и чиновники — обзаводилась зданиями усадебного типа. У таких особняков за пару столетий сложились интересные судьбы. Порой даже мистические.

Из зданий усадебного типа, построенных в конце XVIII — начале XIX века, до наших дней сохранилось лишь несколько, притом утративших внутреннюю отделку и меблировку. Одно из них находится на углу бывшей Благовещенской (ныне — ул. Карла Маркса) и Дмитриевской улиц. В соответствии с планом города 1742 года Благовещенская улица доходила до Дмитриевской, а в конце XVIII столетия протянулась еще дальше к западу.
Сейчас адрес особняка — ул. Дмитриевская, 14. Предположительно, авторство постройки принадлежит архитектору П.А. Ярославскому. В то время он занимал должность губернского архитектора и под его руководством строились многие общественные и жилые здания.

Дом принадлежал коллежскому секретарю фон Минстеру, а позднее — известному харьковскому общественному деятелю Б.Г. Филонову. Предприниматели Филоновы собрали богатую коллекцию картин. В ней были полотна Т.Г. Шевченко, К.П. Брюллова, А.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных мастеров. Здесь хранилась картина художника Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском», долгое время считавшаяся утерянной. Сейчас коллекция экспонируется в Харьковском художественном музее.



Вход в дом устроен со двора. Двор огорожен глухим каменным забором с монументальными воротами. Ворота имели высокий арочный проем для проезда карет и симметричные арочные пилоны меньшей высоты. В проеме одного из них размещена входная калитка. Каменные ворота были выполнены с рустовкой, фронтонами, небольшими колоннами.
Одноэтажный дом, расположенный на угловом участке, покоится на высоком цокольном этаже. Он был возведен по распространенному в то время проекту дома с фасадами «на 5 или 7 осей», то есть с пятью или семью окнами по длине здания. Со стороны улицы Карла Маркса к основному зданию примыкает пристройка, выполненная в 1804 г. архитектором П.А. Ярославским. Стены здания, как и ворота, декорированы рустовкой, а окна оформлены сандриками с кронштейнами. Со стороны Дмитриевской улицы в доме имеется поднятый на цоколь традиционный четырехколонный портик с фронтоном римско-дорического ордера. Сохранилось металлическое ограждение балкона, проходящее между колоннами, но утрачен венчавший здание карниз на зубцах.

Здесь были спальни, детские, комнаты для гостей и служебные помещения. Анфиладу комнат составляли гостиная, столовая, диванная и непременно большой центральный зал с балконом, устроенный между колоннами портика. Потолки этих парадных помещений были расписаны живописцем-самоучкой. Стены оклеивали недавно появившимися бумажными обоями с модным полосатым узором, местами драпировали тканью. В парадных комнатах устанавливали немного мебели, изготовленной в стиле «ампир». Мебель эта отличалась удобством и изяществом. Делали ее из лучших пород — карельской березы, красного дерева, тополя, в отделке применяли и черное дерево. Кресла, стулья, диваны, банкетки пленяли плавностью линий. Украшением служили резанные из дерева и позолоченные либо ярко окрашенные женские головки, фигурки львов, лебедей и других животных.

Возможно, от стиля ампир пошла мода и на другие необычные украшения. Своеобразная достопримечательность усадьбы — каменная «скифская баба», найденная в свое время на Харьковщине. Ее поместили в нише одного из пилонов ворот. Каменные бабы всегда вызывали интерес и множество вопросов. Идолы это или надмогильные памятники? Эти бабы, твердят специалисты, не что иное, как остатки пантеона языческих богинь плодородия.



Так вот, прямо на прохожих вот уже более ста лет взирает человеческая фигура с тюркскими чертами лица, с вырезанными украшениями и амулетами, руки которой сложены на округ- лом животе. Такой вид имел этот массивный монумент из днепровского известняка, занявший необычное для культового изваяния место обитания. Являясь объектом культового поклонения, баба словно впитала энергетику многих людей, приходивших к ней со своими просьбами. По оценкам специалистов, скульптуре, возможно, и несколько тысяч лет. Но время не смогло ей повредить. А вот под воздействием человеческой руки лишь за несколько десятилетий под многими слоями штукатурки и краски скрылось натуральное «тело» каменной «скифской бабы». Могла ли она согласиться с ее новым положением? Могло ли повлиять ее прошлое на будущее усадьбы Филонова? Ответы на эти вопросы она загадочно скрывает. Еще бы здесь не присутствовать тайне, ведь она была повелительницей судеб.

Кстати, рассказывают, что Филонову, скорее всего, «бабу» подарили друзья на одно из семейных торжеств. Так или иначе, с момента появления в усадьбе она стала стражем и, возможно, хранительницей. Дом-то все же сохранился. Причем, в конце концов, он стал использоваться по назначению, которое, возможно, и избрала странная хозяйка. Однако обо всем по порядку.

За домом Филонова находилась большая усадьба с каменным домом и английским садом, которую в 1812 г. купили для института благородных девиц. Одним из основателей института был известный украинский писатель Г.Ф. Квитка-Основьяненко, который здесь и работал несколько лет. В 1839 году благородные девицы переехали учиться в новое помещение на Сумской улице, а старое здание отдали под казармы гарнизона внутренней службы.

С этого времени Благовещенскую улицу стали называть Староинститутской. В 1869 году здесь уже не было военных, а здание отдали под Александровскую городскую больницу на 350 коек. Она содержалась на скудные городские средства и на так называемый рублевый больничный фонд. 25 апреля 1910 года со двора больницы выехала первая в Харькове карета «скорой помощи». После революции вся усадьба Филонова была отдана в распоряжение Александровской городской больницы. Позже ее переименовали в 1-ю ордена «Знак Почета» городскую клиническую больницу им. В.Л. Ленина. Вскоре, в 1922 году, в главном доме усадьбы было основано бюро судебно-медицинской экспертизы.



С тех пор единственным способом ухода за усадьбой стало лишь окрашивание и оштукатуривание. Сейчас ворота обветшали: они потрескались, обнажилась кирпичная кладка и дранка. За последнее десятилетие больше внимания уделяли именно главному зданию усадьбы, потому что его внесли в реестр памятников архитектуры. Цоколь дома обложили современной фасадной плиткой. Места, где когда-то были зубчатые карнизы и ажурные украшения верхней части колонн, обшили пластиком, отчего вид этой части фасада стал неприглядным. Лишь фасад, выходящий на ул. Карла Маркса, напоминает о былом классическом изяществе и благородстве здания.

ФОТО:
Марины Соколенко
СПРАВКА
Словарь архитектурных терминов

Зубцы — декоративные детали, размещаемые в частый ряд под карнизом фронтона.
Капитель — головная часть колонны.
Кронштейн — выступ в стене для поддержки балкона, выступающего карниза либо скульптуры.
Ордер — конструкция, состоящая из художественно разработанной стойки-колонны, балочного перекрытия — антамблемента, подножия колоннады и фронтона.
Портик — балкон или вход в виде открытой колоннады.
Рустовка — декоративная обработка стены выпуклыми квадрами в виде плоских плит.
Сандрик — небольшой карниз над дверью или окном.
Фронтон — верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом.