Международная федерация плавания по итогам 2018 года отметила харьковчанок. Елизавета Яхно признана лучшей в мире спортсменкой в синхронном плавании, а главный тренер сборной Украины, заслуженный тренер Украины Светлана Саидова – лучшим тренером года.

С получением престижных наград харьковчанок поздравила глава области Юлия Светличная.

– Искренне поздравляю Елизавету и Светлану Бурхановну! – сказала глава ХОГА. – Мы, харьковчане, давно убеждены, что вы – лучшие, и приятно, что этот факт признают во всем мире. Такие награды и все предшествовавшие им победы на международных соревнованиях даются тяжелым ежедневным трудом, упорством и настоящей силой духа. Желаю вам здоровья, сил, энергии и еще больших успехов в будущем!

Синхронное плавание – это балет на воде


Мастер спорта и тренер по художественной гимнастике Светлана Саидова в конце 1970-х переехала в Харьков из Душанбе. Тогда она и предположить не могла, что придется сменить вид спорта и что она, «сухопутная» гимнастка, посвятит жизнь синхронному плаванию. О том, как развивалась ее карьера, и об успехах учениц Светлана Саидова рассказала «Вечернему Харькову».

— Светлана Бурхановна, как получилось, что вы стали тренером по синхронному плаванию?

— Я приехала в Харьков со своим молодым человеком – кроме него, ни знакомых, ни друзей. Пошла работать в институт культуры на кафедру физвоспитания. Преподавала там ровно месяц — стало скучно, не хватало жизни. Уволилась и устроилась тренером по художественной гимнастике в спорткомплекс при заводе «Кондиционер». Виталий Никитович Зуб — председатель областного комитета по физической культуре — ввел синхронное плавание в список спортивных занятий, преподаваемых в спорткомплексе. А в связи с тем, что я была молодая и только поступила на работу, он решил: «Саидова будет вести этот вид спорта». Я, конечно, очень не хотела, целую неделю плакала. Но у меня не было выхода – нужно было работать. И это с учетом того, что я даже плавать не умела – можете себе представить, что это было...

Училась заново – ездила в Москву, в Киев, смотрела, как проходят тренировки. Потом осмелела, подумала: «А, так легко. Я быстро освоюсь», но оказалось, что это очень тяжелый вид спорта. Пришлось долго идти к первым успехам.

Набрала детей, многие пришли из художественной гимнастики. Но спустя три месяца на чемпионате Украины мои воспитанницы заняли последнее место. Первый состав команды расформировала сразу же, набрала новых детей и начала воспитывать. Учила их и училась сама: постоянно ездила на всеукраинские сборы — перенимала опыт. Учусь до сих пор – уже вошло в привычку, все время кажется, что может что-то произойти и мне не хватит знаний.

— А в чем особенность синхронного плавания?

— Повторюсь, это очень тяжелый вид спорта, требующий большой физической подготовки, соответствующего психологического состояния. Это балет на воде. Тут тренер как нигде имеет огромное влияние и значение – как режиссер-постановщик в балете. Должна быть идеально отработана синхронность. Так что даже сбегать «на перекур» мне некогда.

Работать в таком графике было тяжело – синхронисток нужно было учить акробатике, хореографии, спортивному и синхронному плаванию. В команду отбирались самые способные и обязательно с музыкальным слухом. Без него невозможно синхронно работать в группе, а солисткой вообще не стать. Безусловно, нужны харизма, плавучесть, но великой спортсменкой может стать только та девочка, которая каждой клеткой чувствует музыку. К сожалению, таких очень мало. Поставить технику спортсменке можно, но если нет природного чутья – больших высот не достичь. Еще одно немаловажное качество – психологическая стабильность: ежедневные монотонные тренировки, один и тот же элемент нужно повторить тысячу раз, а это очень сложно.

Осталась бороться за воду, за бассейн


— Светлана Бурхановна, а как получилось, что сборная по синхронному плаванию состоит только из харьковчанок?

— В стране нет бассейнов, нет базы для занятий этим видом спорта. Когда я начинала работать – на соревнованиях в Украине выступали представительницы 11 областей. Когда я попала в финал со своей командой в нашей стране — очень радовалась. Потом бассейн за бассейном начали закрываться – в Крыму, в Запорожье, во Львове, в Днепропетровске, в Днепродзержинске… Их отдали под коммерцию. Многие тренеры уехали за границу. А я не уехала, осталась. Осталась бороться – за воду, за бассейн…

Сначала работала в бассейне завода «Кондиционер» — условия там были, конечно, жуткие: три дорожки длиной 25 метров, хотя должно быть 50 метров. При этом всего лишь 15 метров – глубокий участок, остальное мелкая часть. Потом я семь лет проработала в ХПИ, где глубина бассейна всего лишь 1,7 метра. Представляете что это такое? Техника ломается, все ломается... Не было своего бассейна — приходилось искать. Скитались по городу, пока нас не приютил «Локомотив». Тогда начальником железной дороги был Виктор Остапчук – нынешний президент Федерации синхронного плавания Украины. Сначала у меня в «Локомотиве» была одна дорожка, а теперь весь бассейн в моем распоряжении.

В нашей сборной пять человек – переселенцы из Донецкой области. Когда началась война, первое, что я сделала – перетащила всех в Харьков, потому что понимала: если они там останутся – сборная Украины лишится талантливых детей. Ведь Харьков, Донецк и Одесса – основные поставщики спортсменов для синхронного плавания. Теперь они имеют харьковскую прописку. Два года девочки тренировались здесь, но зачет еще давали Донецку. Но потом в министерстве вышел приказ, что параллельного зачета не существует – либо Донецк, либо Харьков. И девочки сами решили остаться в Харькове.

Кстати, Елизавета Яхно, признанная лучшей спортсменкой мира в синхронном плавании, – тоже из Донецка. Но я ее считаю свой воспитанницей, поскольку девчонки-переселенки тренируются у нас уже четыре года. В этом году она завоевала в составе сборной Украины семь наград на чемпионате Европы – золотую, пять серебряных и бронзовую. Кроме того, в 2018-м на счету Елизаветы – победные выступления на этапах мировой серии по синхронному плаванию.

— А вы получили звание лучшего тренера в мире…

— Да, как тренер Елизаветы Яхно. Хотя это заслуга всего коллектива. У нас работает команда из шести тренеров – один ведет плавание, другой – работу в зале, третий — акробатику, четвертый — хореографию и т.д. У нас же профессиональный спорт, поэтому работают специалисты очень высокого уровня. А я как главный тренер сборной страны отвечаю за все. У нас нет такого — ты привел ребенка и один с ним работаешь. Звезд делает команда. В одиночку у меня ничего не получилось бы. Если бы попались другие люди… Хотя мне бы не попались – у меня другие не выживают. У нас говорят: «Меньше разговаривай и побольше трудись – покажи, что ты здоровый трудоспособный тренер».

Некоторые мои воспитанницы уже тоже работают тренерами. Они в ужасе. За голову хватаются: «Светлана Бурхановна, а мы-то думали, что вы только сидите и ругаетесь. А тут столько работы». Извиняются: «Вы нас простите, мы не знали». Наконец-то они меня поняли…

«За спортсмена жизнь отдам»


— Что самое сложное в работе тренера по синхронному плаванию?

— Самое главное для тренера – абсолютное чувство уверенности. Когда от тебя исходит сила, это передается девочкам, и они показывают хороший результат. Если ты не веришь – команда проиграет. Я давно поняла эту закономерность и боюсь лишь чувства страха перед выступлением. Если нет доверия – невозможно ничего сделать.

Спортсмен должен верить тренеру и слушать его, ведь сегодня в повседневной жизни очень много привлекательных моментов для молодежи — доступное спиртное, ночные клубы, курение, интернет… Это другое поколение, и оно мне нравится. Современные дети более развиты, независимы, просто так на них уже не прикрикнешь – малышей мы уже воспитываем по системе бережного отношения к детям. И если они не доверяют тренеру – заставить их поверить в себя очень тяжело. А после того, как заставишь ребенка поверить, что он «крутой», нужно убедить в обратном. Только когда понимаешь, что ты «никто и зовут тебя никак», можно добиться результата. А если ты «крутой», зачем работать?

— Вы считаете себя строгим тренером?

— Мне кажется, что нет. Я, в принципе, очень сильный человек, но есть моменты, когда делаю детям поблажки. Я вижу многие вещи, но не всегда их озвучиваю. Воспитывать девочек, как солдат в армии, невозможно. Я могу отругать, а могу пожалеть и даже всплакнуть. Я за спортсмена жизнь отдам, но в то же время не допускаю, чтобы мною манипулировали.

Месседж послан: Украина – лучшая в мире


— Переживаете за девочек, когда они выступают?

— Очень сильно. Никак не могу научиться не переживать. Это, конечно, отнимает годы жизни. В нашем спорте есть опасные моменты: один опоздал всего лишь на секунду – и все… Поэтому психологический настрой перед выступлением очень важен для спортсменок: где-то разволновалась – и синхронности нет, все летит кувырком… Если у тебя нет настроения, ты озлоблен или расстроен – это обязательно приведет к неудаче. Когда человек самодостаточен и счастлив, у негатива нет шансов к нему приклеиться, а злой или расстроенный обречен на проигрыш. И тренер должен правильно и грамотно подвести команду к состязаниям. Чтобы они и не перегорели, и не переусердствовали. На соревнования приезжают спортсмены из 45 стран. Только представьте, что они испытывают, когда видят такую толпу, в которой все разговаривают на разных языках. Это очень пугает. В первый раз мы не знали, что с нашими детьми делать — загоняли их как курочек. Просто ужас…

Еще надо и вес держать. И учиться надо – чтобы грамотные были, чтобы украинский знали, английский знали, чтобы математике уделяли внимание. Да еще и хобби какое-то не помешает.

— Когда же они все это успевают?

— Успевают. Мы каждый день работаем над этим. И мои девчонки неплохо сдают тесты.

— Поделитесь планами на будущее.

— Больше тренироваться, невзирая на условия, не реагируя на разговоры – тратить энергию только на спорт. Все для Украины – для того, чтобы страну как-то поднять. Так хочется, чтобы во всем мире знали, что есть такая страна, чтобы ее уважали, любили. И в глазах зрителей мы сейчас видим настоящее восхищение. Президент международной федерации водных видов спорта (FINA) Маглионе лично нас поздравлял, руки целовал, был просто в восторге от выступления команды. Я очень довольна – не за себя радуюсь, я к этому привыкшая, – а за страну. Довольна тем, что месседж послан: «Украина – лучшая в мире». Пусть все слышат и видят. Вот это главное.

— Обратно в художественную гимнастику не тянет?
— Нет, я отвыкла от этого вида спорта. Плавание стало частью жизни. Я научилась понимать воду и порой мне кажется, что «художницей» я никогда и не была.