Судьбу динозавров предопределило крупное столкновение, произошедшее в космосе 160 млн лет назад.

По мнению американских и чешских ученых, опубликовавших результаты своего исследования в журнале Nature, после столкновения астероидов образовалось множество обломков, которые начали кружить по Солнечной системе. Позднее один из таких осколков в виде огромного метеора рухнул на Землю, что и привело к гибели гигантских животных. Другие осколки попали на Луну, Венеру и Марс. Именно этим ученые объясняют возникновение некоторых из кратеров на этих планетах.

«По нашему мнению, существует прямая связь между этим столкновением, вызванным им астероидным дождем и мощным ударом, который произошел 65 млн лет назад и, как полагают, привел к гибели динозавров», - говорит Билл Ботке из Юго-западного исследовательского института в Колорадо.

Целый ряд исследований показал, что в последние 100-200 млн лет астероиды стали почти вдвое чаще сталкиваться с Землей, чем прежде. Ботке и его коллеги попытались продемонстрировать, что это произошло из-за небесного тела шириной до 170 километров, которое разрушилось в Поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Это произошло примерно 160 млн лет назад.

Глыба раскололась в результате столкновения с другим космическим объектом - вдвое меньшего размера. В результате, по мнению ученых, образовались так называемые Баптистины - каменные космические тела различного размера.

По мнению исследователей, именно падением одной из таких глыб объясняется образование 108 млн лет назад кратера на Луне диаметром 85 километров. Космическое происхождение, возможно, имеет и кратер Чикскулуб на полуострове Юкатан в Мексике. Именно этот «шрам» на земной поверхности связывают с древней экологической катастрофой и последующим вымиранием динозавров.

Анализ химического состава веществ, которые, как полагают, связаны с образованием кратера Чикскулуб, подтверждают версию о том, что к возникновению гигантской воронки привело падение одной из Баптистин.

Филипп Клейс и Стив Годерис из Свободного университета в Брюсселе говорят, что если исключить маловероятную возможность падения кометы, прилетевшей из-за пределов Солнечной системы, единственной причиной возникновения кратера могло быть падение Баптистины.

Таким образом, пишут они, вполне можно допустить, что падение каменной глыбы и предопределило судьбу динозавров до того, как многие их них успели продвинуться по эволюционной лестнице.