Августовское небо притягивает к себе романтиков и влюбленных, которые часами могут любоваться на разбушевавшийся звездопад. Но вот недавние сообщения о том, что искрометный дождь на харьковском небосклоне нам дарят не только гаснущие звезды, но и падающие метеориты, заставляют волноваться.

Все же хочется быть уверенным в том, что нас не навестит космический «пришелец», падение которого может привести к пожарам, радиационному загрязнению и гибели людей. Ведь ученые до сих пор бьются над разгадкой причин такой катастрофы, как падение Тунгусского метеорита.

Нет, наверное, в нашей стране ни одного человека, который бы не слышал о Тунгусском метеорите. Почти столетие ученые разных стран мира пытаются дать объяснения Тунгусской катастрофе. Феномен этого события в том, что аргументированно объяснить причины этого явления ученые не могут до сих пор. В научном мире существует множество версий, но ни одна из них не доказана полностью.

Катастрофа — факты и версии
30 июня 1908 года около 7 часов утра в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар — болид. Этот полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом. Взрыв произошел на высоте 5-10 км и спровоцировал землетрясение. Воздушная взрывная волна повалила деревья на обширном участке тайги (около 2000 квадратных километров).

В ночь на 1 июля в десятках населенных пунктов западной Европы и России наблюдалось необычно интенсивное свечение неба и красочные сумерки. Все очевидцы говорят, что это явление похоже на северное сияние. Такое свечение происходило не только в эту, но и в несколько последующих ночей.

Астрономы Германии и Англии провели спектральный анализ этого явления и пришли к выводу, что данное свечение к полярному сиянию не относится. Французский астроном, исследователь оптических аномалий Фелликс де Руа, первым высказал предположение о том, что 30 июня Земля столкнулась с облаком космической пыли. Эта гипотеза не опровергнута и сегодня. Ведь, по утверждению ученых, падающие звезды или метеориты представляют собой частицы космической пыли, попадающие в атмосферу Земли.

Местные жители, опрошенные участниками тунгусских экспедиций, рассказали исследователям о таких явлениях, как бьющий из-под земли фонтан воды на Южном болоте, появление новых родников в районе реки Чамбы, светящиеся камни и др. Правда, достоверность этих сведений исследователями не подтверждена.

Дело в том, что до 1927 года место происшествия полностью системно не исследовала ни одна научная экспедиция. До этого времени район катастрофы посещали лишь ученые-одиночки. И самой популярной в то время версией считалось предположение Л. Кулика, который, основываясь на расчетах астрономов и других ученых, доказывал, что 1 июля 1908 года Земля прошла плоскость орбиты кометы Понс-Виннеке. От нее откололась часть, которая и столкнулась с Землей.

Недостаток этой версии был в том, что радиант этой кометы находился к моменту падения на западе, то есть в противоположной от траектории падения точке. Но версию поддержали многие ученые. В 1927 году орбита Земли в очередной раз пересекла орбиту кометы. Кулик надеялся на возможное повторение явлений 1908 года, которые доказали бы правоту его теории, но прогноз не оправдался.

В марте 1927 года Л. Кулик совершил первую рекогносцировочную экспедицию в район Тунгусской катастрофы. В верховьях ручья Чургим экспедиция обнаруживает гигантскую котловину, окруженную небольшими горами, сплошь покрытыми поваленными деревьями. Попав в место эпицентра взрыва, исследователи нашли «стоящий на корню лес мертвых деревьев, лишившихся сучьев и вершин». На значительной площади они отмечают равномерный сплошной ожог деревьев, кустарников и мха. Там же находят десятки недавно образовавшихся плоских воронок диаметром от 70 сантиметров до 50 метров и глубиной до 4 метров. Все это подтверждает мысль, что воронки образованы падением дождя осколков железного метеорита. В последующие годы экспедиции набирают дополнительный материал, но осколков метеорита так и не находят.

В 1932 году геохимик В.И. Вернадский высказал предположение, что эта катастро-
фа — следствие вторжения облака космической пыли. Кроме того, по его мнению, движение этого облака сквозь земную атмосферу вызвало интенсивное появление серебристых облаков, которые наблюдали ученые всей Европы.

Только экспедиция 1938 года обнаружила вещество, вероятно, относящееся к метеориту. Это микроскопические шарики никелистого железа серебристо-белого цвета со сплавленными в группы и гроздья округлыми зернами кварца.

Вторая мировая война прервала исследования места падения Тунгусского метеорита и продолжились они лишь в 1957 году. Изучение ряда проб грунта, взятых экспедициями еще до войны, привело к тому, что ученые обнаружили мелкие частицы метеоритного железа. Впоследствии оказалось, что пробы были засорены веществом Сихотэ-Алиньского метеорита. Это событие послужило толчком к организации новых экспедиций к месту катастрофы.

Почти через 50 лет в 1959 году были опрошены очевидцы катастрофы и их потомки, изучены материалы заболеваемости населения, после чего сделан вывод об отсутствии каких-либо следов воздействия Тунгусского взрыва на людей.

В 1968 году профессор И.П. Пасечник, проанализировав сейсмограммы и барограммы Тунгусского взрыва, сделал выводы, что взрыв эквивалентен взрыву 20-40 мегатоннам тротила.

Не все упавшее с неба — метеорит
Ученые утверждают, что на Землю падает непрерывный поток самых разнообразных метеоритных тел — от глыб до мельчайших песчинок. Крупные тела поперечником порядка 50 метров, вонзаясь в атмосферу Земли, взрываются на большой высоте. Выделяемая при этом энергия составляет несколько килотонн.

Также астрономы считают, что метеориты, подобные Тунгусскому, падают на Землю примерно раз в 1000 лет. Один раз в десять лет происходит 50-килотонный метеоритный взрыв. А один раз в год Землю озаряет 5-килотонная вспышка.

— Я склоняюсь к гипотезе, что Тунгусская катастрофа — столкновение куска ядра кометы Энки, — поделилась с «Вечеркой» своими взглядами на сей счет заместитель директора по науке Харьковского планетария Нина Шеховцова. — У этой кометы период обращения вокруг Солнца всего 3,3 года. И 30 июня 1908 года фрагмент, оторвавшийся от нее, шел к Земле со стороны Солнца. И поэтому увидеть его было невозможно. Такое бывает часто, что о прохождении малых тел Солнечной системы становится известно только после их прохождения. А наблюдение за ними невозможно, так как Солнце препятствует этому.

Нина Шеховцова рассказывает, что в планетарий довольно часто приносят кусочки косми-ческих тел. Но с 1957 года — даты открытия планетария — была лишь одна находка, которая действительно оказалась метеоритом. В 70-е годы его принесла учитель физики одной из сельских школ. После анализов, проведенных на геологическом факультете Харьковского университета, ученые пришли к выводу, что данный фрагмент является частью метеорита. И сейчас он находится в Московском комитете по метеоритам при академии наук.

— Если вы предполагаете, что нашли кусок космического тела то предварительный анализ несложно сделать и самому, — заверяет Нина Шеховцова. — Первое, что характеризует космическое происхождение тела это большая плотность при маленьком объеме. То есть его вес где-то порядка пяти, пяти с половиной граммов на кубический сантиметр. При прохождении плотных слоев атмосферы он обязательно обгорает и на нем обязательно появляются вмятины — ремаглиты. При этом он непременно имеет оплавленную корку, толщина которой может быть около одного миллиметра. Затем попробуйте, притягивается ли он магнитом. Метеориты в своем составе обязательно имеют железо. И еще одно отличие — метеориты не ржавеют. Если ваша находка отвечает вышеперечисленным условиям, то, вероятнее всего, это метеорит.

Много было и курьезных находок. Приблизительно в 1970 году в планетарий позвонили: «Скорее приезжайте в район завода ХТЗ и забирайте метеорит. Он при падении пробил шиферную крышу, да так, что из всех деревянных перекрытий вылетели огромные кровельные гвозди».

— Приехав на место, мы собрали во дворе куски того, что упало с неба, и отдали на химический анализ, — вспоминает замдиректора Харьковского планетария. — Оказалось, что роль космического гостя в этот раз выполняли куски смерзшихся удобрений, которые разбрасывал над полями самолет сельхозавиации. Они оказались настолько массивными, что даже разбили крышу здания.

Одна из последних находок была сделана в Нововодолажском лесу. Существует много фрагментов, найденных там. Но сказать точно, метеорит это или нет, специалисты планетария пока не могут, так как у них нет денег на дополнительные дорогостоящие анализы. «После первичного исследования мы склоняемся к мысли, что это фрагмент космического тела, сделанного людьми. Скорее всего, это часть одного из спутников, ходивших по полярной орбите. Возможно, со временем с ним была потеряна связь, он сошел с орбиты и упал, а при входе в плотные слои земной атмосферы раскололся на части», — поясняет Нина Шеховцова.

Небесные загадки и земные разгадки
Итак, найденный осколок, подозрительно напоминающий метеорит, лучше всего принести в планетарий или музей естествознания на ул. Тринклера. Специалисты проведут первичное исследование по внешним признакам, а затем нужен еще и спектральный анализ. Он, конечно, дорогостоящий, но если результат будет положительным, то, возможно, такая находка пополнит знания человечества о строении Солнечной системы. При исследованиях могут быть выявлены какие-то новые элементы, неизвестные ранее науке, что в свою очередь может привести к новым гипотезам в разных областях, в том числе и по поводу причин Тунгусской катастрофы. Ведь на поверхность нашей планеты спускается небольшое количество тел. Если космос посылает нам тело, то оно чаще всего прилетает к нам с Луны или Марса, и это всегда большой подарок для исследователей космоса.

Своевременное же исследование осколков небесных тел и мест их падения позволяет точно ответить на многие вопросы, связанные с космическими гостями. Примером может служить Тунгусская катастрофа. Если бы экспедиции ученых начали свою работу сразу после взрыва и эта работа велась системно, то, возможно, метеоритные осколки были бы найдены. И, значит, картину катастрофы можно было бы восстановить.

На сегодняшний день обилие разрозненных фактических материалов, находящихся в различных городах бывшего Советского Союза, позволяют склоняться лишь к одной версии: Тунгусский метеорит — не что иное, как ядро небольшой кометы, взорвавшейся при вторжении в плотные слои атмосферы. А такое действительно случается нечасто. Так что пока можно спокойно любоваться ночным небом и не забывать, что пока звезда падает, надо успеть загадать желание.