Погоня за планом

Погоня за планом

Несмотря на увеличение платежей в государственный бюджет в полтора раза по сравнению с прошлым годом, Харьковская таможня все же не дотягивает до показателей, требуемых Министерством финансов Украины. Это при том, что общая сумма перечислений превысила цифру в 1,2 млрд. грн.

Тенденция к невыполнению планов Минфина стала заметной еще в октябре нынешнего года, когда статистика показала некоторое снижение роста перечислений от Харьковской таможни. В ноябре ситуация лишь усугубилась. Если обратиться к конкретным цифрам, то бюджетный план был выполнен таможенниками на 99,1%, а отставание от графиков составило около 8,5 млн. грн. Цифра «недоноса», в общем-то, небольшая, но показательная с точки зрения подхода к самому планированию. Для сравнения: за весь 2003 год шесть таможен региона (если применить нынешнюю схему) собрали 1,054 млрд. грн., в 2004 году чуть больше 1 млрд. грн. принесли в бюджет три таможни.
Как объясняют руководители Харьковской таможни, план денежных поступлений на тот или иной период рассчитывается на основе анализа работы в предыдущее время и исходя из прогнозов сотрудничества с субъектами внешнеэкономической деятельности. При этом представители Минфина все же несколько («чуть-чуть», по выражению таможенников) завышают цифры. Скорее всего, таким способом главная финансовая структура страны пытается «залепить» огромную дыру в госбюджете.
Сейчас Харьковская таможня, один из осколков некогда единой Восточной региональной таможни, занимает пятое место в системе Гостаможенной службы Украины по объемам отчислений в Государственный бюджет. Бесспорными лидерами являются два «столпа» ГТС — Киевская и Одесская таможни, которые собирают деньги соответственно с огромного столичного рынка и морского порта — главных таможенных артерий.
Самым крупным плательщиком налогов для Харьковской таможни традиционно является АОЗТ «Филип Моррис Украина», которое дает почти треть миллиардной суммы — 306,9 млн. грн. По сравнению с табачным гигантом другие крупные субъекты ВЭД выглядят очень скромно: ЧП «Торговый Дом «Импекс плюс» — 41,8 млн. грн., ООО «Эф-Джи-Фуд» — 27,5 млн. грн., ООО «Автоком» — 20,5 млн. грн.
Как выяснилось, в работе с субъектами внешэкономдеятельности у сотрудников Харьковской таможни возникает достаточно проблем. Например, многие СВЭД жалуются на длительность оформления грузов при пересечении последними государственной границы. Сотрудники Харьковской таможни зачастую в процессе исследования выявляют занижение стоимости товаров предпринимателями, расхождения отмечаются и при определении страны-производителя груза и при считывании штрих-кодов. Ведь от правильности всего вышеперечисленного напрямую зависит, будет ли предоставлена льгота субъекту ВЭД.
Что касается борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил на подотчетной Харьковской таможне территории, то основными нарушениями таможенного законодательства являются недекларирование перемещаемого через границу и задержки с оформлением документов. Что касается серьезной ответственности за таможенные нарушения, то с начала нынешнего года возбуждено лишь два уголовных дела.