В минувшем году на Харьковщине восстановили 80 дорог местного значения, 77 — отремонтируют в нынешнем.

Принципиальная позиция главы облгосадминистрации Юлии Светличной — все работы должны быть проведены высококачественно и с максимальной экономией бюджетных средств. Как дорожники справляются с поставленной задачей, в программе «Комментарии» на телеканале Р1 рассказал директор государственного предприятия «Дороги Харьковщины» Игорь Турченко.

Как обслуживают дороги зимой?


— Игорь Викторович, какова ситуация на дорогах Харьковской области в условиях снежной зимы?

— Верно, зима в этом году – действительно сложная. Такой зимы мы не наблюдали последние лет восемь. На данный момент дороги как государственного, так и местного значения расчищены. Техника облавтодора работает круглосуточно. И проезд по всем дорогам обеспечен.

— Помимо расчистки снега, в чем еще заключается обслуживание местных автодорог в зимний период?

— Помимо того что мы расчищаем дороги, посыпаем песчано-соляной смесью, мы еще и выполняем на дорогах государственного значения аварийный ямочный ремонт – даже в холода. Мы проводим его с использованием литого асфальтобетона. Таким методом сейчас ведутся работы в районе харьковской окружной. Асфальтобенная смесь подготавливается в смесительных установках при температуре 230 градусов, грузится в специальный автомобиль, выливается в подготовленную выбоину и разравнивается – это позволяет осуществить аварийный ремонт.

— Все ли дороги местного значения посыпаются песчано-солевой смесью? Судя по отзывам автомобилистов, обработаны не все участки.

— Зимой мы в первую очередь уделяем внимание трассам государственного значения. Но не остаются без внимания и местные дороги. В соответствии с нормами ДСТУ, местная сеть обрабатывается только на аварийных участках, а это спуски, подъемы, населенные пункты.

Появилась возможность обновить технику


— Сколько техники сегодня в арсенале дорожников для расчистки, надлежащего содержания дорог в зимнее время? Достаточно ли ее?

—  На данный момент имеем 312 единиц, и возраст более 65% техники перевалил за четверть века. Мало того что техники в соответствии с действующими нормами недостаточно, но и та, что есть, – устарела.

— Как можно исправить ситуацию?

— Такая ситуация сложилась не сегодня – она длится не один год. Но благодаря созданию Областного дорожного фонда финансирование выросло в разы. Мы уже имеем возможность и провести капитальный ремонт техники, и приобрести новую. Работаем в этом направлении.

Дороги будут ремонтироваться равномерно по всем районам


— Какую помощь в этом оказывает Харьковская облгосадминистрация?

— Хочу поблагодарить лично главу области Юлию Александровну Светличную. Буквально ежедневно мониторится состояние дел на дорогах области – государственной и местной сети. Кроме того, в прошлом году мы получили субвенцию и полностью ее реализовали. В этом году тоже получили дотацию из госбюджета и уже утвердили перечень работ на дорогах местного значения. Сейчас перечень находится на согласовании главного распорядителя – «Укравтодора». Уже в конце марта – начале апреля планируем начинать работы местной дорожной сети – в первую очередь на тех маршрутах, которые ведут к детским садикам, школам, больницам и другим социально значимым объектам.

— Много ли дорог в этом перечне?

— В 2018 году в перечень вошли 80 дорог местного значения, в этом году будут ремонтироваться 77 дорог. По инициативе председателя ХОГА Юлия Светличной распределение субвенции, которая имеется в Харьковском дорожном фонде, происходит равномерно по каждому району. Мы работаем в каждом районе нашей области – формируем перечень, общаясь с местными жителями, депутатами всех уровней, определяем наиболее разрушенные участки. Работы, стоимость которых превышает 50 тысяч гривен, проводим через систему Prozorro, благодаря чему сэкономили в целом более 14,3 миллиона гривен государственных средств.

— Куда были направлены эти деньги?

— На ремонт наиболее аварийных участков дорог местного значения, в частности на дорогу Харьков — Липцы - Борисовка в пределах областного центра и в направлении села Циркуны. Кроме того, часть средств была направлена на закупку соли для подготовки к зиме. Кстати, соль мы закупаем в ГП «Артемсоль» напрямую, без посредников, так что цена получается минимальной. Таким образом, и здесь удается сэкономить государственные средства.

Сначала качество – потом расчет


— Как вы уже сказали, в прошлом году в области было отремонтировано 80 дорог местного значения. Речь шла о том, что расчет с подрядчиками будет производиться только после заключения экспертов, которые подтвердят качество проделанных работ. Как обстоят дела? Все ли 80 дорог сделаны качественно? И будет ли тот же принцип применяться в нынешнем году?

Да. Это принципиальная позиция главы области Юлии Светличной. У нас есть специальные инженеры, которые контролируют качество. Для контроля качества привлекались также представители Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, специалисты «Дорцентра». Только после получения сертификата соответствия толщины, качества асфальтобетонного покрытия подрядчику выдавались деньги.

— Как показывают себя отремонтированные дороги зимой?

— Отремонтированные участки, безусловно, легче эксплуатировать – и водителям, и дорожникам.

— В планах на 2019 год – ремонт государственной трассы Мерефа — Лозовая — Павлоград и строительство местной объездной дороги вокруг Лозовой. Эта местная дорога находится в вашем ведении. Сколько средств необходимо на ее реконструкцию и в какой срок должны быть выполнены работы?

— Проект стартовал еще в мае 2018 года. Мы предложили его Юлии Александровне – и она нас поддержала. Мы провели все тендерные процедуры, подписали договор – и на 1 января 2019 года у нас уже был готовый проект. Сейчас заканчивается экспертиза. Если ничто не помешает, с марта-апреля планируем начать работы. Хочу отметить, что это практически полностью новое строительство – дороги там нет вообще. Причем это первое строительство трассы в Украине после создания Государственного дорожного фонда.

Что это нам даст? Интенсивность транспортного потока по дороге Мерефа — Лозовая — Павлоград составляет более десяти тысяч автомобилей в сутки. Кроме того, дорога проходит через центр Лозовой – мимо детских садов, школ, медучреждений. Люди дышат этим воздухом… А строительство объездной дороги позволит разгрузить город от транспорта. Кроме того, водителям будет удобнее, потому что участок дороги сократится почти на десять километров. То есть и город разгрузим, и водителям сократим путь до Павлограда.

Работы продолжатся во всех районах области


— А что вообще дает создание Дорожного фонда в контексте строительства и ремонта местных дорог?

— Дорожный фонд в Харьковской области был создан 7 декабря 2017 года. Это позволило сразу же – буквально с января — впервые в Украине начать работы на местной дорожной сети, которая раньше обслуживалась по остаточному принципу. То есть в первую очередь деньги выделялись на магистрали государственного значения – основные трассы в направлении Киева, Донецка, Купянска, Ахтырки, а из того, что оставалось, финансировали дороги местного значения. Теперь у нас есть Дорожный фонд и средства, которые поступают из государственного и местного бюджетов, аккумулируются там. Прежде всего это государственная субвенция. Кроме того — средства, поступающие по линии таможни, рентные платежи на добычу сланца и газа и софинансирование от районов, которое в прошлом году составило около 51 миллиона гривен. В соответствии с действующим законодательством, районы имеют право софинансировать ремонт дорог местного значения. Они принимают решение на местной сессии, через облсовет мы проводим определенные тендеры и выполняем работы в конкретных населенных пунктах.

— Какие еще местные дороги будут восстановлены в нынешнем году?

— Продолжим работать во всех районах области. Будет проведен и капитальный, и текущий ремонт, качественный ямочный ремонт.

Отдельно хотел бы остановиться на ремонте мостов. Помимо того что Харьковская область занимает первое место по километражу дорожной сети – 9638 км (причем 7300 км составляют местные дороги), так на этой сети еще и расположен 731 мост, и большинство сооружений не ремонтировались 40-50 лет. Поэтому мы составили определенную программу и с этого года начинаем восстановление мостов местного значения. Уже запланировали и провели проектные работы на пяти мостах Харьковщины. Основной проект — капитальный ремонт моста в Балаклейском районе около населенного пункта Андреевка, который связывает ГПУ «Шебелинкагаздобыча» с Балаклейским районом и является самым длинным мостом области. Его протяженность – 266 погонных метров. Проект моста уже завершен. На февраль мы запланировали экспертизу и проведение тендерных процедур.

— По дорогам местного значения передвигается транспорт, который перевозит продукцию сельхозназначения на перерабатывающие предприятия. Это большегрузные автомобили, вес которых может достигать 60 тонн. Между тем дороги местного значения не приспособлены для таких нагрузок. Каков выход из ситуации?

— На сегодняшний день в Харьковской области работают четыре весовых комплекса, которые находятся на балансе «Укртрансбезопасности» и один — на балансе Харьковского облавтодора. Функционируют 12 весовых площадок. Работы ведутся ежедневно, но есть определенные температурные и погодные условия, когда они не могут выезжать.

Хочу отметить, что вес автомобилей может достигать и выше 60 тонн. Я работал на весовом комплексе который появился на Харьковщине в 2017 году. Помню, мы остановили 83-тонную фуру! Для дороги это смерть. Весы английского производства были рассчитаны на 75 тонн, то есть европейцы даже понятия не имели, что на маршрут можно выпустить машину тяжелее 75 тонн.

Недавно мы с заместителем председателя ХОГА Вадимом Даниеляном проводили совещание с представителями «Уктрансбезопасности», Национальной полиции – и сейчас ведется работа по увеличению количества мест, где будут работать мобильные весовые комплексы. В этом году мы усилим контроль. Кроме того, люди сами должны понимать, что дороги, которые мы ремонтируем и восстанавливаем, необходимо беречь.