С целью изучения общественного мнения о деятельности Специализированной ГНИ по работе с КПН в г. Харькове, уровня доверия к ней со стороны населения, а также основных показателей, которые негативно влияют на авторитет налоговой службы, отдел связей с общественностью, средств массовой информации и массово-разъяснительной работы Специализированной ГНИ по работе с крупными плательщиками налогов провел четвертый этап ежеквартального социологического опроса граждан.
Мониторинг общественного мнения проводился во время семинаров для налогоплательщиков, заседаний «круглого стола», встреч с трудовыми коллективами предприятий, организаций и учреждений, а также в процессе представления отчетности. Гражданам предлагалось заполнить анонимные анкеты с определенным перечнем вопросов. В опросе принимали участие 100 респондентов.
По пятибалльной шкале современная популярность налоговой службы оценена жителями г. Харькова в такой последовательности:
очень хорошо — 38%,
хорошо — 34%,
удовлетворительно — 28%.

Результаты ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам в налоговых органах сталкиваться со случаями грубости, невнимательности, стоять в очередях?» имеют такой результат:
никогда — 67%,
иногда — 23%, не смогли ответить — 9%,
довольно часто — 1%.

Уровень выполнения налоговиками своих функциональных обязан-ностей оценен гражданами так:
отличный — 44%,
хороший — 42%,
удовлетворительный — 14%.

Большинство опрошенных граждан (69%) отметили, что иногда у них возникают отдельные вопросы во время выполнения налоговых обязательств. 31% респондентов ответил, что у них никаких проблем нет. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень рассмотрения обращений граждан, налогоплательщиков органами государственной налоговой службы?» 57% граждан ответили, что запросы всегда рассматриваются своевременно и качественно. Результаты опроса показали, что услуги по разъяснению налогового законодательства налоговиками предоставляются своевременно и на высоком уровне. Об этом заявили 59% анкетируемых.
В опросе в основном приняли участие граждане в возрасте
25-35 лет — 42%, 18-25 лет — 31%, 35-50 лет — 26%.

По мнению участвовавших в анкетировании, негативно на авторитет налоговых органов влияют следующие факторы: несовершенство налогового законодательства, его частые изменения, расхождения в законодательных актах, трудная и запутанная налоговая отчетность, низкий уровень заработной платы и другие.
Кроме того, СГНИ КПН в г. Харькове в октябре 2005 г. провела опрос о партнерских отношениях плательщиков и налоговиков. На вопрос «Знаете ли Вы о существовании телефона доверия в органах налоговой службы?» «да» ответили 30% анкетируемых и «Пользовались ли Вы телефоном доверия?» «нет» ответили 100% опрошенных.
На вопрос «Насколько распространены проявления коррупции в органах государственной налоговой службы» все респонденты ответили, что лично с проявлением коррупции в органах государственной службы не сталкивались. Своей правовой защищенностью в целом недовольны 15,7% респондентов, довольны лишь некоторыми аспектами — 84,3%.
Анализ общественного мнения подтвердил необходимость усилить работу по повышению имиджа налоговой службы, дальнейшему налаживанию партнерских отношений с плательщиками налогов.
Данные анкетирования свидетельствуют прежде всего об определенной целеустремленности, настойчивости и результативности деятельности налоговых органов Украины. Однако, как оказывается, этого недостаточно. Поэтому налоговикам необходимо усилить работу по повышению имиджа налоговой службы, дальнейшему налаживанию партнерских отношений с налогоплательщиками, улучшению их обслуживания всеми подразделениями налоговых органов. Тогда, вероятно, при проведении следующего опроса критических ответов будет значительно меньше.
Результаты мониторинга общественного мнения будут учтены при организации работы СГНИ КПН в г. Харькове, а также посодействуют налаживанию системного диалога налоговой службы и плательщиков налогов.