Ко Дню влюбленных команда главы области Юлии Светличной подготовила харьковчанам потрясающий сюрприз – 14 февраля состоится первый концерт в возрожденной филармонии, сотню лет не знавшей капитального ремонта.

Позолота, кариатиды, ангелы с арфами, уникальная 150-летняя люстра – все соответствует атмосфере XIX века.

Реконструкция столетнего памятника архитектуры – Харьковской областной филармонии — которой ожидали 13 лет, длилась чуть более двух. И наконец обновленный храм музыки, легендарное здание, где выступали Федор Шаляпин, Майя Плисецкая, Арам Хачатурян и впервые прозвучали произведения Николая Лысенко, готов принимать слушателей.

Глава облгосадминистрации Юлия Светличная проинспектировала ход выполненных работ. Ни одна деталь не осталась без ее внимания: правильно ли открываются двери, все ли лампочки на местах — все нюансы руководитель области выясняла у подрядчиков. Лично проверила, насколько удобны кресла, поинтересовалась акустикой. А тем временем со сцены звучал вальс Хачатуряна из драмы «Маскарад» — оркестр репетировал свой первый концерт в отреставрированном большом зале филармонии. Дату открытия зала озвучила Юлия Светличная.

— Это без преувеличения самое долгожданное и значимое культурная событие в жизни Харьковщины, — отметила руководитель области. — Завершены основные работы, заканчиваем детали. И уже 14 февраля харьковчане услышат долгожданный концерт в самом лучшем, самом современном зале, который рассчитан на 777 мест. Много кто не верил, но мы не изменяем своим планам и слово держим.

Это огромная победа, считает директор и главный дирижер Харьковской областной филармонии Юрий Янко.

— Исторический зал, где бывал Чайковский, танцевала Плисецкая, дирижировал Хачатурян, – сохранен. И это наша большущая победа. Это проект на уровне ЮНЕСКО, который является не только гордостью Харьковщины, но и всей страны. Обновленный исторический зал – сегодня лучший в городе и с исторической точки зрения и с точки зрения архитектуры, — говорит директор филармонии.

Юрий Янко вспоминает, как коллектив филармонии десятилетиями боролся за то, чтобы пришедшее в упадок, заваленное мусором здание не снесли, не превратили в офисные помещения, не отдали под автосалон. И только с приходом на должность главы области Юлии Светличной ситуация в корне изменилась. Главная задача, которую поставила руководитель ХОГА — в начале 2019 года новый мощный филармонический комплекс должен радовать жителей Харьковщины классической и современной музыкой. И масштабные динамичные работы по реконструкции филармонии не останавливались ни на день.

— Нам грех жаловаться – вниманием областной власти мы не обделены, ощущаем его ежечасно, — рассказывает Юрий Янко. — Юлия Александровна посмотрела на все своим пристальным взглядом, обошла все... Есть небольшие вопросы – будем в тестовом режиме работать. Но это все вторично. Самое главное, что мы находимся в зале, где бывали и наши великие предки, и гении современности. И если у нас есть прошлое – значит, у нас есть будущее…

Директор филармонии мечтает, чтобы все жители области могли побывать в возрожденной филармонии, послушать музыку, которая будет звучать в новом зале. Ведь его акустика уникальна. Благодаря особой конструкции и использованным материалам вся музыка идет в зал без усиления звука. Так что ни одна нота не пролетит мимо ушей ценителей музыки, уверен Юрий Янко.

— Ощущения еще более сильные, чем те, которые я испытывал во время открытия органного зала. Когда дирижируешь – просто не веришь, что ты «дома». Акустика –  фантастическая. Об этом я волновался больше всего. Звучит все. Вся геометрия зала способствует распространению звука. Здесь настоящий дубовый паркет, деревянные кресла — все сделано для того, чтобы музыка звучала. И главное достижение – акустическая ракушка. Наша филармония – единственная в своем роде в Украине. Весь звук несется в зал – мы не заполняем пустоты и щели. Все до последней ноты идет к нашему дорогому любимому слушателю, — не скрывает радости Юрий Янко. — Вот сейчас мы играли — звук такой, что его хочется потрогать, настолько он качественно идет. У меня просто нет слов…

Александра Дьяченко — музыкант в третьем поколении, 46 лет посвятившая Харьковской филармонии — продемонстрировала, как звучит арфа. Она, как и весь коллектив, рада новому помещению и прекрасной акустике.

— А ведь совсем недавно были годы скитаний по всяким клубам, в холоде. Страшно даже вспоминать. Нас перебрасывали с одного места на другое, — рассказывает музыкант. — Наконец-то я дожила до счастливых дней. Для меня это такое потрясение, такое открытие – прямо бальзам на душу.

Большой зал харьковской филармонии еще в XIX веке был создан как копия одного из залов парижского дворца Тюильри. Поэтому в ходе реконструкции старинную атмосферу постарались передать максимально близко к оригиналу. Кариатид, лепнину, ангелов с арфами, позолоту восстанавливали по старым фотографиям, эскизами и сохраненным обломкам. Работали в основном с отечественными материалами. Кресла изготовила харьковская фабрика, люстры сделали в Тернополе, паркет – тоже украинский. И уникальную 150-летнюю люстру реставрировали в Харькове.

Теперь концерты в областной филармонии можно давать сразу в трех залах: большом, камерном и органном – в общей сложности они вмещают полторы тысячи зрителей. По словам Юрия Янко, отныне на харьковскую сцену не стыдно приглашать звезд мировой величины.

Реконструкция филармонии завершилась, однако планов по развитию искусства и культуры в области еще много. Руководитель Харьковщины уверена, что наряду с другими сферами успешного региона должна развиваться культура.

— Многие говорят, что не нужно в сложные времена поддерживать культуру. И Харьковская область действительно имеет много новых вызовов и старых проблем. Но я полностью поддерживаю тот тезис, что именно сейчас необходимо финансировать культуру. Именно сейчас нужно уделять внимание коллективам и создавать качественные условия. И мы этим занимаемся. Ведь это не просто вопрос уважения к великому и бесценному, это вопрос будущего, — подчеркивает Юлия Светличная. — Уже два года подряд мы уделяем внимание учреждениям культуры — не только в областном центре, но и в селах. Поэтому и в дальнейшем будем закладывать в областной бюджет финансирование, чтобы делать ремонт, поддерживать творческие коллективы, строить и восстанавливать инфраструктуру.