На прошлой неделе в Харькове подорожал проезд в общественном транспорте.

Теперь поездка в метро обходится в восемь гривен, а за билетик в трамвае или троллейбусе приходится выложить шесть. Новыми тарифами, больно ударившими по карманам харьковчан, заинтересовались антимонопольщики.

Существенное повышение стоимости проезда в трамваях и троллейбусах горожан, мягко говоря, не радует. Возмущенные пассажиры изливают свое недовольство на кондукторов и водителей электротранспорта.

На одной из остановок Салтовского жилмассива трамвай распахнул двери. Пассажирка, уткнувшаяся в телефон, замешкалась на входе.

— Поторапливайтесь, дамочка, — раздраженно обратился к ней водитель.

— Да за шесть гривен вы меня на руках в салон заносить должны, — недолго думая парировала «дамочка».

Пассажиры одобрительно зашумели, выражая таким образом негативное отношение к подорожанию проезда.

— В салоне – холод собачий. Почему не топите? Шесть гривен дерете, а условий для пассажиров никаких – трамвай раздолбанный, обшарпанный, промерзший, — цепляется к кондуктору мужчина средних лет.

— Что вы мне-то претензии предъявляете? – отвечает уставшая от нападок кондуктор. — Я не меньше вашего страдаю. Вы две остановки едете, а я полдня провожу в этой ледяной развалюхе. И вообще: вот будет минус десять на улице – тогда и затопим.

Активисты обратятся в суд


Подорожавшая на три гривны подземка вообще шокировала харьковчан.

— Это уже слишком, — возмущается харьковчанин Сергей. – Самое дорогое метро в стране! Мы что, на Киев равняемся? Но там уровень жизни повыше и зарплаты в разы больше.

В центре Харькова — на мосту на Клочковском спуске — активисты вывесили плакат, красноречиво свидетельствующий о недовольстве горожан повышением тарифов: «Гена, восемь гривен – это перебор!». Впрочем, провисел он недолго – через два часа его сняли коммунальщики.

Своеобразный флешмоб прокатился и по социальным сетям – харьковчане постят плакаты с надписями «Доллар по восемь, а не проезд в метро», «Верните деньги от рекламы, а не лезьте к нам в карманы».

А 10 февраля около 250 харьковчан вышли на площадь Конституции, чтобы выразить протест против повышения тарифов на проезд в метрополитене и городском наземном электротранспортe. По словам участников акции протеста, повышение тарифов экономически необоснованно. Кроме того, по мнению митингующих, были нарушены все возможные процедуры согласования и поднятия тарифа на проезд. К тому же, считают они, повышение тарифа никоим образом не улучшает качество обслуживания харьковчан и не влечет за собой открытие новых станций. На митинге было заявлено о намерении обратиться в Харьковский окружной суд, чтобы отменить решение исполкома о повышении стоимости проезда.

Метрополитен неэффективно использует деньги харьковчан

 
Напомним, решение о повышении тарифов на проезд приняли 6 февраля на заседании горисполкома. В горсовете увеличение тарифов объяснили ростом минимального уровня заработной платы, подорожанием электроэнергии и запчастей. Метрополитен принес убытков на более 160 млн гривен, говорят в мэрии.

Между тем эксперты Харьковского антикоррупционного центра настаивают: только за счет рекламы можно компенсировать расходы метрополитена на 120 млн гривен ежегодно.

— Почему мы не можем покрывать убытки не за счет харьковчан, а за счет рекламы? Если вы считаете, что метрополитен должен финансироваться исключительно за счет пассажиров, давайте освободим его от рекламы. Я не против ездить за восемь гривен, но – в чистом вагоне, где весь этот рекламный мусор не будет на меня давить, — говорит активист Харьковского антикоррупционного центра, депутат Харьковского горсовета Игорь Черняк. – Второй момент – введение электронного билета. Сколько уже обещали? Полтора года мы ждем, когда запустится е-ticket. Может сейчас кто-то ответит, когда это произойдет? Не вопрос, пусть будет восемь гривен – но должны быть и современные методы оплаты.

Эксперты антикоррупционного центра уверены: руководство метрополитена неэффективно использует деньги харьковчан.

— Есть много иных расходов, где метрополитен фактически распыляет деньги – простите, крадет деньги во время госзакупок или неэффективно их использует. И при заказе услуг охраны, уборки станций, при заказе реек, дверных навесов и даже резиновых ковриков. Метрополитен неэффективно использует свои деньги, зачастую отвергая более дешевые предложения и заказывая услуги у «своих» фирм либо приближенных к городской власти структур, — говорит координатор ХАЦ, депутат Харьковского областного совета Дмитрий Булах.

Кстати, Дмитрий Булах еще четыре недели назад дважды пытался зарегистрировать петицию «Повышение стоимости проезда в метро только после повышения качества услуг!».

— Однако ее так и не зарегистрировали, объяснив это тем, что сломался механизм модерации петиций, — рассказал активист ХАЦ Евгений Лисичкин.

Следствие ведут антимонопольщики


Подорожанием проезда в метрополитене заинтересовались харьковские антимонопольщики. Новые тарифы на проезд в харьковской подземке были приняты 6 февраля, а уже на следующий день – 7 февраля — в Харьковском областном территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины заявили, что с АМКУ проект вышеуказанного решения не согласовывался.

– В соответствии с действующим законодательством согласованию подлежит установление порядка определения тарифов для объектов антимонопольного регулирования, а не сам тариф на услугу по перевозке пассажиров метрополитеном, – сообщили в областном теруправлении АМКУ. С целью проверки экономической обоснованности установления новой стоимости проезда начато исследование соблюдения порядка при определении тарифа на услуги по перевозке пассажиров, которую предоставляет КП «Харьковский метрополитен».