Слава Дещенко — харьковский фотограф-репортер. Работал с московскими и киевскими изданиями, сотрудничал с западными глянцевыми журналами и фотоагентствами. Многие считают его папарацци, хотя сам он говорит: «Папарацци — это не про меня».

Да и вообще, фотографы-папарацци — это не у нас, — добавляет Слава,— это пока на Западе. Там за одну пикантную или скандальную фотографию политика или знаменитости можно сразу получить большую сумму и полгода нигде не работать, а искать другую жертву. А у нас приходится подрабатывать разными халтурами, изготовлением портфолио, всем — вплоть до съемки свадеб. За границей существует защита прессы, защита источника информации. К примеру, если журналисту или фотографу угрожают, то приставят охранника, если дело дойдет до суда — хорошего адвоката. У нас это не развито. Редакции не хотят брать на себя никакой ответственности. В России в журналистской тусовке даже бытует поговорка: «Папарацци у нас долго не живут». Но постепенно ситуация меняется. В Киеве выходит журнал «Папарацци», в Москве давно есть конкуренция таблоидов в «глянце».Уже поняли, что нужны оригинальные материалы, за которые надо нормально платить, а в Харькове все по старинке — эксклюзив не нужен, проще и дешевле поставить снимок из Интернета.

— Как же вы добываете свои эксклюзивные кадры? Наверное, только в «горячих» точках и «пикантных» ситуациях работаете? Неужели не хочется сфотографировать природу, людей?

— В «горячих» точках я не снимаю, на это есть «стрингеры». Но на Майдане получилось сделать много фоток. Как-то смотрю, идет большая группа очень решительных людей, человек около двадцати, все несут сине-белые флаги, все идут на меня. Я повернулся к ним, поднял руку и говорю «Стоп!» Они ошарашенно на меня уставились. Офигенный кадр получился! Только потом я понял, почему они так удивились моей наглости — мне кто-то повязал на руку оранжевую повязку, и еще черная лента была «против Кучмивського режима». Просто какие-то «гвардейские цвета» на мне были.

Один раз поехал в Полтаву в монастырь делать репортаж, встречался с отцом игуменом и матушкой-игуменьей. Я там даже монашек фотографировал. И Новый год там встречал!
Ходил в меловые пещеры. Туда к монахам-затворникам никого не пускают. Но меня они приняли и, к моему удивлению, разговорились, хотя… давали обет молчания. Представьте, предсказали мне, что в будущем году в моей семье будет прибавление!

А насчет «пикантных» ситуаций… Была фантастическая история: по заказу одного киевского женского журнала надо было сделать невинные фотографии Ани Лорак перед сольным выступлением у зеркала в гримерке. Попасть на концерт дело нетрудное, поймать звезду у входа — тоже. Труднее всего достать звезду за кулисами! Особенно если она не хочет. Продюсер Лорак — Фалеса — отказал мне в категорической форме, не помогли ни аккредитация, ни умоляющие звонки на мобильник из редакции. Никого на пушечный выстрел не подпускали к гримеркам! Я тынялся, тынялся вокруг да около, ожидал, когда меня окончательно выставят, пока не увидел подтанцовку Ани — ребят и девчонок в черных трико. Они шастали мимо охранников туда и обратно в туалет покурить и по малой нужде. И вот мне пришла в голову замечательная идея. Я зашел в кабинку туалета, разделся, на мне под одеждой была майка и черные шерстяные лосины (дело было зимой), запихнул куртку и сумку с фотокамерой в шкаф уборщицы к швабрам, тряпкам и рулонам туалетной бумаги, приложил маленький фотоаппарат (всегда на всякий случай ношу его с собой) к уху как телефон, будто с кем-то разговариваю, расправил плечи, втянул живот и, как танцор, гордо выворачивая ноги, прошествовал мимо секьюрити в закулисье. Ани Лорак меня, конечно, не заметила, и я по-тихому в приоткрытую дверь стал делать один кадрик за другим. Она еще и раздеваться-переодеваться стала. Вот это была бы фотка! Но я спрятал фотоаппарат и быстренько слинял, пока меня никто не заметил...

— Но почему? Вы же репортер — за скандальными фотографиями должны гоняться!
— Была другая договоренность, и мне не хотелось подводить редакцию женского журнала. Мне ведь с ними еще работать.

— Как-то все просто. Прокрался за кулисы, сфотографировал звезду….
— Ошибаетесь. Проблемы могут возникнуть на пустом месте. Однажды я чуть ли не попал в большие неприятности, когда снимал невинную корпоративную вечеринку в московском клубе — день рождения арт-директора. Мои друзья предложили мне небольшую подработку, подменить штатного фотографа клуба, и я согласился. Щелкал гостей, именинника и под конец увидел Алсу. Она пришла в гости к юбиляру с каким-то молодым мужчиной, никто не знал кто он такой. Сделал фотографии, на которых пара была за столиком рядом. Ко мне сразу подошли охранники Алсу, выяснили кто я, для чего снимаю и говорят, что заплатят за фотки и негативы. Я, конечно, согласился. Но проходит неделя-другая, я пленку проявил, фотографии распечатал, а от Алсу все не звонят, как говорится, «ни слуху ни духу». Ну и как-то ко мне «на огонек» заглянула бильдредактор одного цветного, вернее «желтого» еженедельного издания посмотреть фотки. Смотрела, выбирала и вдруг спрашивает: «Что это?» Это ей попалась моя фотосессия из клуба. Предложила напечатать эти фотографии в журнале. Я подумал и сказал: «Да, без проблем!» И уже на следующий день Алсу с бой-френдом красовались на обложке номера таблоида с каким-то лихим желтым заголовком! К вечеру мне позвонил представитель службы личной безопасности звезды с претензиями и угрозами и с предложением срочно встретиться. Вот где я натерпелся страху: отнекивался, говорил, мол, без моего ведома забрали фотографии, да и вы сами виноваты, не звонили столько времени, а мне деньги позарез нужны, мол, в Москве жизнь дорогая... В общем, вроде бы поверил он мне и понял, что злого умысла не было. Потом я узнал, что на фотографии был будущий муж Алсу. Говорят, на их пышной свадьбе в гостинице «Россия» не было ни одного журналиста с фотоаппаратом. Уж очень жених теперь не любит прессу…

— Ясное дело, со звездами всегда могут возникнуть проблемы…
— Почему только со звездами? В принципе, люди фотографироваться не очень любят. Бывает, подходишь к человеку, начинаешь его клацать, а он отворачивается или еще хуже — прикрывает лицо руками. Приходится извиняться. Только симпатичные девушки с удовольствием торчат перед объективом. Вот с ними никаких проблем не бывает!
Еще вспомнил, как я раз в Украине натерпелся. По заказу одного крупного немецкого издательского дома делал фоторепортаж об Одессе. Другие ребята поехали во Львов, Чернигов и Запорожье. А меня понесло в «Одессу-маму» — снимать одесских типов и виды. Там-то меня чуть не убили. Шел по Дерибасовской улице, увидел на летней веранде ресторана типажного мужика в возрасте, с золотой цепью, золотыми зубами и золотым перстнем. На мой взгляд, типичного одессита с богатым жизненным «багажом». Он заметил, что я его фотографирую, пригласил в компании посидеть. Я сделал еще пару интересных кадров, он улыбался, позировал. Поболтали, правда, мужчина как-то странно заметил, что за эти фотки он «по жизни» ответить может. Ну, я его как мог успокоил, попрощался, вышел из заведения, иду по Дерибасовской и вдруг замечаю, что за мной кто-то топает. Двое сутулых худощавых ребят в спортивных костюмах. Я в магазин зашел — и они туда же, тут я сразу смекнул, что пленку надо заменить. Есть у нас такая репортерская хитрость. Отвернулся к киоску, нагнулся, будто что-то ищу в сумке, нажал на перемотку, поменял кассету, завернул за угол, быстренько выбросил снятую пленку в пачке от сигарет под урну с мусором и пошел дальше. Тут на меня сзади набросились, повалили, проволокли по асфальту. Сумку вырвали, новую пленку засветили, все деньги забрали, а фотоаппарат разбили. Я сразу сообразил, что к чему — это я сфоткал какого-то одесского бандитского авторитета...

— Папарацци не стоит связываться с преступным миром, как и, наверное, с представителями правоохранительных органов...
— С первым положением согласен, а вот со вторым нет. Я всегда замечал, что милиция, как и европейская полиция, довольно тепло, лояльно и даже как-то по-братски относится к нашему брату, фотографу-репортеру. Вот всякие охранники и спецслужбы в штатском нас на дух не переносят, мы им создаем сплошные проблемы, ведь они всегда заняты чем-то очень важным: кого-нибудь охраняют или за кем-нибудь следят. У них даже против нас появилось новшество — портативные электронные «стиратели»: нажимают на кнопочку устройства и съемка во всех теле– и фотокамерах в округе блокируется или вообще стирается. А с «ментами» нам делить нечего, мы с ними работаем рядом, бок о бок. Естественно, пока мы не наглеем и не садимся на голову. В таком случае можно и дубинкой схлопотать, и в «обезьянник» загреметь.

Но слушайте дальше о моих одесских приключениях. Кое-как пришел я в себя, подобрал выброшенную пленку с репортажем. Думаю что делать. Нашел в кармане телефонную карточку, добрался до таксофона и позвонил знакомым… харьковским ментам. Сообщил, что нахожусь избитый в Одессе, на углу Дерибасовской и Малой Арнаутской, потом узнал, что эти улицы параллельны друг другу, но, тем не менее, через десять минут приехал милицейский воронок. Мне на месте оказали первую помощь, налили стакан водки, дали карманных денег, посадили на поезд и отправили в Харьков.

— Как живется папарацци в родном городе?
— Конечно, у нас в городе мало публичных людей, знаменитостей и тем более звезд, но нужно их делать. Нужно делать светскую жизнь и звезд, но у меня создается ощущение, что тем, кто уже давно поделил местное рекламное, концертное, телевизионное и печатное пространство — этого не надо. Да и не умеют они этого делать.

Хотя вспоминается история, которую мне рассказывал кинорежиссер Владимир Соловьев. Приехав впервые в Голливуд из «Совка», он был удивлен, что его знакомый американский продюсер чуть ли не каждый день по нескольку раз восклицает: «Этот парень — потенциальная звезда!» или «Эта девчонка, если ее раскрутить, затмит саму Шарон Стоун!» Услышав это еще раз, Соловьев спросил: «Ну зачем, зачем нужно столько звезд?» Продюсер ответил: «Америка — богатая страна. А в такой стране и звезд должно быть много». Так и сказал. Так вот Харьков — богатый город. Богатый во всех смыслах: и по деньгам, и по талантам, и по красоте. К примеру, скажу: вон в «соседней» Венесуэле нет ничего, кроме нефти и фантастической красоты женщин. Я говорю, о «соседней» Венесуэле, потому что именно наши девушки, не львовянки и не киевлянки, соседствуют с их красотками на подиумах разнообразных Мисс Мира и Вселенной. Утверждаю как специалист: делал сотни портфолио городским прелестницам. В Киеве слышал восклицания специалистов моды: «Что там у вас в Харькове такое? Откуда столько красавиц?» И этих девушек вроде бы в последние годы стали показывать и о них рассказывать. А ведь совсем недавно в харьковских редакциях велись пересуды: кому нужны эти дуры-модели?

— Ну хорошо, люди не любят фотографироваться, а фоткаются только звезды и красивые девушки. Тогда что остается? Кого снимать?
— Каждую неделю в Харьков приезжает две-три знаменитости, но интервью с ними — большая редкость в местной прессе. Как и фоторепортажи о пребывании в нашем городе.

— Ясное дело, заезжие звезды не хотят связываться с местной прессой…
— Кто вам это сказал? Наверняка те, кто их привез, то есть харьковские устроители гастролей. Но я знаю, что звезды — театральные, музыкальные и киношные — прекрасно понимают, что такое пиар. Сегодня сказал пару теплых слов в интервью о Харькове, харьковчанах и харьковчанках — в следующий раз на концерт или спектакль придет больше зрителей, в городе купят еще тысячу-другую кассет с фильмом или диск с музыкой. Я бы обязательно включил интервью и фотосессию в «райдер»— гастрольный договор звезды. Но харьковским «гастрольщикам» этого не нужно, для них это лишние проблемы: созывать журналистов, устраивать пресс-конференции, ломать голову, что можно взять с канала или издания, тратиться на транспорт и еще одну ночевку звезды в гостинице. Куда проще — встретил утром на вокзале, отработал выступление, пересчитал выручку и отправил знаменитость вечерним поездом восвояси в Москву или Киев.

— А если появится больше звезд местного харьковского «разлива», так ведь вы ж первый устроите за ними охоту, будете лезть в личную жизнь, заглядывать в замочную скважину…
— И слава Богу! На то они и знаменитости. Но на самом деле мои желания в отношении местных «селебритиз» много скромнее: фотосессии, репортажи со свадеб, крестин, юбилеев и похорон. И другая светская хроника, на которой я собаку съел. Везде она есть, а в Харькове все никак не проявится. Хотя именно наши звезды, а не московские и не киевские, то, что происходит в нашем городе, должно по идее больше волновать харьковского читателя и зрителя.

— Слава, и напоследок какой-нибудь совет от фотопрофессионала.
— Как и где ловить звезд, я вам рассказывать не буду. Обыкновенному человеку это ни к чему. А вот как фотографировать, чтобы получались отличные снимки, скажу: снимайте всегда со вспышкой — ночью, вечером при фонарях, утром на рассвете и даже днем на ярком солнышке. Попробуйте и поймете разницу. Успехов!