Накануне дня машиностроения Харьковский городской голова Михаил Добкин посетил ОАО «Турбоатом». В ходе визита мэр побывал в паротурбинном и гидротурбинном цехах предприятия, ознакомился с особенностями производства и технологических процессов, выступил перед представителями трудового коллектива.

Михаил Маркович поздравил трудящихся «Турбоатома» с приближающимся профессиональным праздником — Днем машиностроителя, отметив, что именно благодаря таким предприятиям, как «Турбоатом», Харьков до сих пор в Украине и в мире имеет высокое звание столицы машиностроения, интеллектуальной столицы нашего государства и пользуется непререкаемым авторитетом во многих странах мира. «Я это понял, посещая Китай, где Харьков сразу определили по «Турбоатому», — рассказал мэр. — В Китае строится атомная станция, на которой предполагается использовать харьковские турбины».

Делясь впечатлениями после посещения цехов, городской голова заметил: «Сегодня даже экономически развитым государствам построить такой завод порой не под силу, а если это и делать, то уйдут десятки лет и колоссальные капиталовложения. Поэтому мы обязаны сохранить и приумножить то, что есть. Благодаря тому, что «Турбоатом» сегодня стабильно работает, и Харьковская область, и Украина в целом могут демонстрировать экономические показатели роста объемов производства. ОАО «Турбоатом» — одно из немногих предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и выпускающее не полуфабрикат, а готовые товары».

Коммунальные проблемы
Рассказывая о проделанной городскими властями работе, мэр сообщил: «Мы (вся городская власть) работаем и сегодня фактически завершили формирование очень многих предприятий, обслуживающих наш жилой фонд. Если еще полгода назад мы не могли реагировать на заявки харьковчан по, например, сносу сухих деревьев, то на сегодняшний момент материально-техническая база в городе Харькове увеличивается и мы приобретаем огромное количество единиц техники. Я прекрасно понимаю, что еще очень далеко до того времени, когда мы будем заходить в наши дома с чувством, что все благоустроено: лифт исправен, подъезд находится в нормальном состоянии, а подвалы не затоплены. Но мы должны понимать, что на протяжении последних 10-15 лет этим вопросам никто не уделял внимания. Я мог бы часами рассказывать вам о том, в каком виде мы получили предприятия, которые должны заниматься обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства города». На коммунальном предприятии «Благоустрій», занимающемся уборкой города, средняя заработная плата возросла до 1200 грн., а когда мы пришли к власти, она составляла менее 500 грн. Спросить с человека, получающего такую заработную плату за качество его работы, было невозможно. Сейчас ситуация изменилась.

«Одним из приоритетов программы развития города, — отметил мэр, — нами была избрана реформа жилищно-коммунального хозяйства, которая сегодня находится на начальном этапе, но я уверен, что без нее не обойдется ни один город. И тот, кто этого не делает сейчас, все равно через год-два столкнется с теми же проблемами, которые мы пройдем сегодня. Пополнение материально-технической базы в Харькове было бы невозможно, если бы мы не изменили подходы к распределению всего того имущества, которое есть в городе. Аккумулировав средства, мы выстраиваем систему, которая позволит нам наполнить городской бюджет. Мы за последний год увеличили в 5,6 раза объем поступлений в бюджет города средств от аренды и продажи земли. На эти деньги мы покупаем новые мусоровозы и другую технику по обслуживанию домов. Сейчас поступает порядка двадцати новых машин, которые будут убирать центральные магистрали города, и порядка двадцати специализированных машин, которые будут работать во дворах районов.

Так же, как нельзя производить современные турбины с помощью молотка и зубила, руками убрать всю территорию города Харькова невозможно. Выделять на это огромные средства, которые уходили бы «в песок», мы для себя посчитали непозволительным. Все, что мы делаем в городе, рано или поздно даст свои результаты. Какие-то направления нам удалось «прорвать» сразу, какие-то из них — более сложные для реализации.
Впервые в текущем году поставлено на капитальный ремонт 165 жилых домов, которые в последний раз ремонтировались при Советском Союзе. В следующем году будет ремонтироваться порядка 300-350 домов. Мы пытаемся выстроить систему, обеспеченную материально-технической базой, которая будет работать на город. За восемь месяцев текущего года был выполнен бюджет прошлого. Более 150 млн. грн. харьковская казна получает сверх запланированных поступлений.

Харьков будет с горячей водой

«С 27 сентября Харьков будет с горячей водой, потому что заканчиваются все гидравлические испытания и последние работы, — заявил Михаил Маркович. — В прошлом году была проведена замена около 45 км магистралей трубопроводов и теплотрасс. В текущем году проводится замена 100 км, т.е. в два раза увеличилось количество труб, которые заменяются. Если эти трубы не менять, мы можем повторить ситуацию Алчевска. Работы по замене ведутся как за счет бюджетных средств, так и за счет государственных. На протяжении двух с половиной месяцев городские власти не могут получить из обладминистрации 31 млн. грн., из которых примерно половина предназначена для замены теплотрасс и магистралей холодного и горячего водоснабжения. По этой причине многие виды работ не закончились к концу августа и продолжаются в сентябре. Сегодня в Харькове порядка 800 домов без горячей воды, тем не менее эта цифра составляет менее 10% всех домов города. И хоть гражданам, в них живущим, от этого не легче, большинство ремонтных работ, связанных с заменой теплотрасс, в городе завершены.

Квартирный вопрос

Отвечая на вопрос, какие перспективы приобретения молодыми семьями изолированных квартир по доступной цене в городе Харькове, мэр сказал: «На сегодняшний момент, если посмотреть, на очередь на жилье в Харькове и темпы ее продвижения, можно сделать вывод, что молодые семьи, будучи уже даже не очень молодыми, квартиры получить не смогут. Что делается в этом направлении? Строится социальное жилье на деньги города. В прошлом году в Харькове был построен один дом — первый за всю историю независимой Украины. В этом году тоже строится новый дом, один подъезд которого уже сдали, и к концу года будет сдана остальная часть дома. Квартиры в строящихся домах распределяются по трем категориям, первая из которых — дети-сироты, им помощи ждать неоткуда. Эта очередь реализована уже на треть, осталось порядка 160 детей-сирот, стоящих в очереди на получение квартиры. Ко второй категории относятся многодетные семьи, а к третьей — инвалиды. Квартиры, которые город получает от застройщиков (а мы в прошлом году получили их впервые), распределены среди врачей-фтизиатров, работающих с больными с открытой формой туберкулеза. Часть квартир была распределена по молодым специалистам, стоящим на учете по Управлению образования — учителям.

«В связи с тем, что в Харькове проводится «Евро-2012», мы обязаны предоставить порядка 24 тысяч гостиничных номеров для участников и гостей чемпионата. Планируется, что будет разработана специальная государственная программа, в ходе реализации которой будут построены дома наподобие общежитий с изолированными квартирами. После проведения чемпионата эти дома будут отданы в аренду молодым семьям, стоящим в очереди на получение жилья на период приблизительно в 12 лет без права приватизации жилья с оплатой на уровне 200-250 грн. в месяц. Молодая семья сможет все деньги, которые тратит на аренду квартиры по рыночным ценам, аккумулировать для покупки новой квартиры. Другого способа я не вижу», — заявил городской голова. Сегодня государство с его бюджетом и город не в состоянии обеспечить лиц, нуждающихся в жилье, квартирами.

ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ АНТИСАНИТАРИИ

Касаясь проблем торговли на некоторых рынках Харькова, мэр отметил: «Конный рынок — большая проблема для города Харькова. Это «закрытая территория», куда не пускают представителей городской власти. То, что сейчас происходит на Конном рынке, не может быть частью Харькова, это ему не присуще. То же касается ситуации на Центральном рынке. Сегодня любая попытка навести там порядок встречается политическими лозунгами, заявлениями о давлении на предпринимателей и разговорами о сведении каких-то политических счетов». Высказывая свою точку зрения относительно наведения порядка на рынках, мэр, однако, не обозначил ни сроков, ни конкретных мероприятий, касающихся этой проблемы.

ВОДИТЕЛЬ И КОНДУКТОР В ОДНОМ ЛИЦЕ

Были рассмотрены вопросы, касающиеся сокращения кондукторов на транспортных маршрутах в города. Мэр прокомментировал сложившуюся ситуацию так: «Стоимость проезда на горэлектротранспорте я повышать отказался, поскольку этим видом транспорта на сегодняшний день пользуется огромное количество пенсионеров, студентов и людей, добирающихся на работу. Воровство выручки на горэлектротранспорте доходит до 30-40%, побороть его сегодня невозможно. Мы пытались внедрить в городе электронный кондуктор. Образцы такого кондуктора, показанные мне на сегодняшний день, неприемлемы. Они неудобны и будут создавать дискомфорт для людей, пользующихся городским транспортом. Пока он введен не будет. Однако вводить какую-либо систему учета перевозки пассажиров необходимо. Сейчас мы дотируем порядка 90 млн. грн. в год Горэлектротрансу. Эти деньги могли бы пойти на ремонт дорог, жилого фонда, благо-устройство города, строительство станций метрополитена. Кондукторов убрали, потому что пользы от них не было никакой и сумма выручки до момента их сокращения и после не изменилась. Но вместе с тем мы минимизировали расходы по предприятию за счет снижения затрат на заработную плату кондукторов.

«Все троллейбусы, которые есть в городе, ездят по городу и во дворе горисполкома не стоят. Однако есть другая проблема — водители. Сегодня на ту заработную плату, которая есть в Харькове, водителей не наберешь. Они уезжают работать в Киев и особенно много уезжают в Москву, где заработная плата в несколько раз выше, чем у нас. Поднять эту заработную плату за счет городского бюджета мы сейчас не можем. Затраты на проезд льготных категорий граждан государство компенсирует в лучшем случае в размере 15-20%, т.е. мы их возим за свой счет. Силами города эту проблему не решить. Здесь необходим подход государства. Если городским перевозчикам не будут компенсировать затраты на бесплатную перевозку отдельных граждан, то, даже увольняя водителей и лишая перевозчиков лицензий, им физически невозможно будет возить пассажиров бесплатно. Поэтому я как городской голова на каждом совещании ставлю перед ними вопрос о недопущении самовольного установления квот на перевозку льготного контингента».

НАША МИЛИЦИЯ НАС СНОВА БЕРЕЖЕТ
Говоря о безопасности горожан, М. Добкин сообщил: «Целый год Харьков жил без городской милиции. Ни патрульно-постовая служба, ни ГАИ, ни участковые милиционеры не были задействованы в жизнеобеспечении нашего города». Произошло это в результате размолвки мэра с экс-главой МВД Юрием Луценко. По словам Михаила Марковича, в результате этого инцидента город сильно пострадал. Массово начала расширяться несанкционированная торговля, начали устанавливаться без разрешения малые архитектурные формы (а попросту говоря, киоски). Проконтролировать и убрать их без милиции было невозможно. Жалоб и нареканий на торговлю спиртным, особенно в ночное время, от харьковчан поступала масса. Сейчас милицию вернули, она восстанавливается. 10 сентября состоится расширенная коллегия МВД, где мэр будет ставить вопрос о полноценном возврате ГАИ в Харьков. А недавно на внебюджетные средства были приобретены десять служебных автомобилей, которые будут работать ночью для патрулирования наших улиц.

Также в планах городской власти — ремонт семи фонтанов в следующем году. Все силы по благоустройству города, ранее направленные на центральную часть города, в скором времени будут перенаправлены в районы.

Подводя итоги, мэр отметил, что план по развитию города рассчитан на пять лет, а прошло только полтора года. «Нас можно обвинять в чем угодно, но говорить, что мы ничего не делаем — нельзя».

ФОТО:
Дмитрий Верещинский