Возрождение харьковской филармонии получило свое логическое завершение — 14 февраля состоялся первый концерт в реконструированном большом зале. Музыкальный праздник открылся увертюрой к опере «Тарас Бульба» Николая Лысенко.

И что символично – это значимое для харьковчан событие состоялось в 90-й юбилейный концертный сезон филармонии.

Перед началом первого концерта к гостям филармонии обратился президент Петр Порошенко, который в это время находился с рабочим визитом в Харькове. Он поздравил всех с праздником и отметил большой вклад всей харьковской команды и лично главы Администрации Президента Игоря Райнина и председателя Харьковской облгосадминистрации Юлии Светличной в проведение реконструкции Харьковской филармонии.

— Поздравляю харьковчан с тем, что наконец осуществилась мечта многих поколений, — с открытием харьковской филармонии. Это настоящая победа, — сказал глава государства.

Он отметил, что ключевые работы на строительстве филармонии были выполнены за последние три года рекордными темпами и вспомнил открытие органного зала – одного из лучших в мире, на котором он присутствовал в 2016 году. С тех пор состоялось 500 органных концертов.

— «Когда говорят пушки, музы молчат» — в школе нас учили этому. Но я как Президент занимаю совершенно иную позицию. Именно музы помогают защищать наше государство, – сказал Петр Порошенко.

Председатель ХОГА Юлия Светличная напомнила, что здание филармонии, несмотря на величественную историю и традиции, много лет находилось в ужасном состоянии.

— Многие пытались восстановить здание. И нам наконец удалось полностью его реконструировать, — сказала глава области. — Сегодня это один из лучших и самых современных филармонических комплексов в Украине, который содержит три функциональных зала: большой — на 777 мест, камерный и органный. В целом комплекс может принимать около 1500 зрителей одновременно.

Директор Харьковской областной филармонии Юрий Янко вспоминает, как десятилетиями шла борьба за то, чтобы пришедший в упадок, заваленный мусором памятник архитектуры XIX века не снесли, не превратили в офисные помещения, не отдали под автосалон. Решение о необходимости реконструкции было принято в 2005 году, однако работы неоднократно останавливались из-за отсутствия финансирования. Возобновить активную реконструкцию удалось только в 2015-м — финансирование было выделено из государственного и областного бюджетов.

И уже через год начал работать новый уникальный органный зал на 500 мест. Такой в Украине есть только в Харькове – это зал с изменяющейся геометрией потолка. Инструмент немецкой фирмы Alexander Schuke весом 40 тонн и высотой десять метров является самым большим органом Украины. Первый концерт органной музыки в новом зале прошел с аншлагом. Далее все силы были направлены на восстановление основного здания — масштабные и динамичные работы по реконструкции филармонии не останавливались ни на день.

И вот 14 февраля 2019 года новый мощный филармонический комплекс распахнул двери для первых слушателей. Теперь здесь можно давать концерты сразу в трех залах: отреставрированном большом, камерном и органном – а это полторы тысячи зрителей.

— За триста пятьдесят с лишним лет истории Харькова здесь впервые построено не просто здание, а целый филармонический комплекс, который будет радовать жителей и гостей Харьковщины современной музыкой, — отметил директор Харьковской областной филармонии Юрий Янко.

Ни одна нота не пролетит мимо ушей слушателей


Большой зал харьковской филармонии еще в XIX веке был создан как копия одного из залов парижского дворца Тюильри. Поэтому в ходе реконструкции старинную атмосферу постарались передать максимально близко к оригиналу. Кариатид, лепнину, ангелов с арфами, позолоту восстанавливали по старым фотографиям, эскизами и сохраненным обломкам. Работали в основном с отечественными материалами. Кресла изготовила харьковская фабрика, люстры сделали в Тернополе, паркет – тоже украинский. И уникальную 150-летнюю люстру реставрировали в Харькове.

По словам Юрия Янко, акустика реконструированного зала уникальна. Благодаря особой конструкции и использованным материалам вся музыка идет в зал без усиления звука. Так что ни одна нота не пролетит мимо ушей ценителей музыки.

– Дирижируешь – просто не веришь, что ты «дома». Акустика – фантастическая. Вся геометрия зала способствует распространению звука. Здесь настоящий дубовый паркет, деревянные кресла — все сделано для того, чтобы музыка звучала. И главное достижение – акустическая ракушка. Все до последней ноты идет к нашему дорогому любимому слушателю, — не скрывает радости Юрий Янко.

Харьковчан приглашают на «Танец скоморохов»


Харьковчане смогут оценить уникальную акустику 19 февраля на концерте симфонической музыки, где прозвучат произведения композиторов романтической эпохи: Симфония №8 Франца Шуберта, «Танец скоморохов» из музыки к сказке Островского «Снегурочка» Петра Чайковского и его же Концерт для скрипки с оркестром. Интересно, что именно скрипичный концерт звучал под руководством гениального автора «Лебединого озера» более 125 лет назад, когда он приезжал в Харьков.

Новая музыкальная история нуждается в новых именах, считает Юрий Янко, поэтому вполне обоснованным выглядит приглашение выступить в качестве солиста в отреставрированном зале девятнадцатилетнего скрипача Дмитрия Удовиченко. Одаренный юноша родился в Харькове в семье профессиональных музыкантов, а сейчас учится в Folkwang Universitay der Kunste (Германия). Он является лауреатом престижных музыкальных конкурсов. Жюри одного из конкурсов приняло решение предоставить Дмитрию в трехлетнее пользование старинную скрипку итальянского мастера Гваданини.

С началом работы возрожденной филармонии концертная жизнь в Харькове оживится - уверен Юрий Янко. По его словам, о своем желании выступить на новой сцене с уникальными акустическими возможностями уже заявляют не только ведущие отечественные исполнители, но и музыканты из других стран мира.

— Иностранцы, которые приезжают к нам со всего мира, очень довольны условиями, — говорит директор филармонии. — У нас прекрасные гримерки, прекрасная акустика. Когда их заводишь в большой зал филармонии и они видят всю эту позолоту, все это великолепие – просто теряют дар речи.