Харьковщина готовится праздновать Масленицу.

В этом году на масленичную неделю приходится и празднование Международного женского дня, а посему праздник на главной площади областного центра будет посвящен в том числе и прекрасной половине человечества. Как проходили масленичные гулянья на Слобожанщине и какие традиции дожили до наших дней, выяснял «Вечерний Харьков».

Праздничные мероприятия по случаю Масленицы пройдут на площади Свободы в Харькове с 8 по 10 марта. В этот период ежедневно будет проходить концертно-развлекательная программа. Для харьковчан выступит театр народной музыки «Обереги», творческие коллективы районов города, пройдут конкурсы с призами и будет работать масленичная ярмарка с традиционными угощениями. 8 и 9 марта выступления на сцене пройдут с 16.00 до 18.00, а традиционное сожжение чучела Марены запланировано на 18.00 10 марта.

Районы города проведут конкурс на лучшую красавицу-весну: поскольку в этом году на масленичную неделю приходится и празднование Международного женского дня, Масленица будет посвящена в том числе и женщинам.

Напомним, на время подготовки и празднования Масленицы движение транспорта по пл. Свободы в сторону ХНУ им. В. Н. Каразина будет перекрыто.

По дворам козла водили


А какие же традиции празднования Масленицы характерны именно для Харьковщины? Многие из них уже ушли в прошлое, с сожалением замечает ведущий методист лаборатории исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства, руководитель фольклорного ансамбля «Муравский шлях», заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец.

– Основной смысл празднования Масленицы – это уход зимы и начало весны. Причем на Харьковщине акцент делался не на проводах зимы, а именно на встрече весны. Поэтому в масленичную неделю уже начиналось пение веснянок, – говорит она.
Исполнение веснянок было связано с очень старым архаичным обрядом – вождение козла.

– Это молодежный обряд, – рассказывает специалист. – Девушки выбирали парня и наряжали его  козлом. Разными способами – либо кожух надевали и рога цепляли, либо соломой обматывали. И точно так же, как ходили колядовать и щедровать на Рождество и в Щедрый вечер, обходили все улицы с этим козлом, заводили его во двор и пели веснянки. Они так и звучат: «Вскочив козел в огород, в огород. Да поїв козел лук-часник, часник…». При этом во время вождения козла молодежь не просто шла толпой, а выстраивалась в хоровод.

По словам Галины Лукьянец, этот давний обычай зафиксировал известный харьковский фольклорист, этнограф Петр Иванов, который во второй половине XIX века собирал фольклорный материал и сосредоточил свой интерес на Курском уезде Харьковской губернии.

– Для Слобожанщины этот обычай очень характерен, но в то же время очень специфичен, поскольку почти не встречается в других регионах Украины, – говорит Галина Лукьянец.

Вареник с солью – на удачу


Масленица – это последняя неделя перед Великим постом и последняя неделя скоромной пищи.

– Отсюда и название, потому что ели масло, творог, при этом уже избегали мясных блюд, но все же старались наесться перед постом. Поэтому чревоугодие на масленичной неделе было традиционным, – рассказывает Галина Лукьянец.

Причем основным масленичным блюдом на Харьковщине были вовсе не блины, а вареники с творогом.

– Блинчики тоже готовили, но они были на втором месте. А вот вареники делали и если ежедневно – с разными начинками, но в качестве основной был творог. Все это сопровождалось такими припевочками: «Ой, вареники, ой великомученики – в окропi кипіли, велику муку терпіли. Ми тебе, варенику, величаємо, як є у шо, то вмочаємо…», – рассказывает Галина Лукьянец. – А сожаление о том, что уходит сытный, яркий, праздничный период, выливалось в традиционную приговорку: «МаслянА, маслянА – як ти гарнА. Як би тебе – сім неділь, а посту – одна».

Вареники использовались и в развлечениях.

– В вареники могли напихать соломы, соли, золы. Считалось, что кому попалось такое угощение, тому светит удача, все у него будет хорошо в наступившем году, – говорит фольклорист.

Что такое Колодий?


Сохранился на Харьковщине еще более архаичный, чем даже сама Масленица, в христианском контексте обычай – вязание колодки.

– Именно поэтому в некоторых регионах Украины Масленицу еще называют Колодием. На Харьковщине этот период называли по-разному – и Масленица, и Масляна, и Вязание колодки, и Колодка, – рассказывает Галина Лукьянец. – Обычай вязания колодки связан с тем, что уже миновал период свадеб – впереди Великий пост, весеннее-летний период, когда не до свадеб, поэтому тех представителей молодежи, которые не успели выйти замуж или жениться, «штрафовали». Занималось этим в основном старшее поколение. Люди приходили в хаты, где есть такие молодые люди, и привязывали к ноге или к руке «проштрафившегося» настоящую колоду, к которой на пастбище привязывают коров, чтобы далеко не уходили. Чтобы не таскать за собой такую «кару», наказанный должен был откупиться – выставить магарыч. Все это потом в складчину проедалось-пропивалось – и гостями, и главными персонажами обряда.

На Колодку особых песен на Харьковщине не было. Но сам обычай был массовым и сохранился практически везде.

– Причем в советское время вот эта колодка преобразовалась уже в подарок. То есть к руке привязывали не что-то неудобное, а наоборот – что-то приятное и полезное. Человек же в это время уже накрывал столы, -- продолжает Галина Лукьянец.

Паровальные игры, кулачные бои и проведывание тещи


Поскольку Масленица была началом празднования весеннего цикла, помимо веснянок, связанных с вождением козла, исполнялись еще и настоящие веснянки.

– Очень красивые песни, которые пели обычно на улице, чаще всего на высоких местах – на холмах, на берегу реки. Веснянками перекликались – девушки пели насмешливые песни своим подружкам или парням с другой улицы, – рассказывает Галина Лукьянец.

А если позволяла погода, на Масленицу уже играли в подвижные игры.

– Очень старый пласт этих игр – паровальные игры, когда в игровой форме парень и девушка показывали друг другу свою симпатию. Водился хоровод, пелась соответствующая песня, и в процессе вот такой игры парень выбирал девушку, – рассказывает Галина Лукьянец.

Если погода была еще зимней, катались на карусели по льду, на санках.

– Определенный выброс энергии позволяли себе молодые люди, устраивая «кулАчки» – кулачные бои, – продолжает Галина Лукьянец. – Это была такая «узаконенная» демонстрация силы, старшее поколение обязательно при этом присутствовало и наблюдало, чтобы битва происходила по определенным правилам. Это были либо сольные битвы, либо битвы «стенка на стенку». Бились до первой крови. То есть если кому-то нос разбили – драка останавливалась.

А старшее поколение отмечало Масленицу походами в гости. Также была очень распространена традиция проведывать тещу молодоженами – особенно в первый год семейной жизни. Навещали друг друга и кумовья.

– Масленичная неделя считалась нерабочей, – рассказывает Галина Лукьянец. – Избегали всяких серьезных будничных дел – нельзя было прясть, ткать на этой неделе. Но в то же время в этот период практиковали выбеливание полотна. То есть какие-то работы все же делались.

Чучело на Харьковщине не сжигали


А вот традиция сжигания чучела для Харьковщины нехарактерна.

– Чучело не сжигалось, – говорит Галина Лукьянец. – Возможно, эта традиция была в российских селах. Однако существовала практика, например, в украинских селах Белгородской области, когда выносили мусор на огород и сжигали его. Эта традиция перекликается с европейской традицией февральских карнавалов – сжигание всего старого и ненужного. В Двуречанском районе я записала очень оригинальный обряд: на горе устанавливали дубовую ветку, накручивали на нее солому и зажигали как факел. Вокруг этого символа водились хороводы, были игрища. Но массовых сжиганий чучела на Харьковщине на самом деле не было.

Завершалась Масленица традиционным христианским обрядом прощения.

– В прощеное воскресенье все люди ходили к соседям, к родственникам и трижды просили прощения, – говорит Галина Лукьянец.